Пятеро сыновей Ярослава Мудрого после его смерти получили уделы, то есть стали княжить в разных землях Древней Руси, которая считалась совместным владением княжеского рода. Старший сын, Изяслав, обрёл киевский престол, стал наследником отца. Святослав начал править в Чернигове, Всеволод — в Переяславле. Игорь и Вячеслав отправились на княжение во Владимир-Волынский и в Смоленск. После Изяслава киевский престол должен был получить следующий по старшинству брат — Святослав, потом — Всеволод и так до конца поколения, после чего князем будет старший сын Изяслава. Таким образом, наследование княжеств происходило не от отца к сыну — по вертикальной линии, а от старшего брата — к младшему, и только потом — к племянникам — как бы по горизонтали. Такая система престолонаследия носит название лествица (лестница). Она установила порядок замещения княжеского стола и, казалось, предотвращала недовольство младших членов рода, которым в свой черёд предстояло княжить в Киеве. Игорь и Вячеслав через несколько лет умерли, и правителями Руси стали три старших Ярославича — Изяслав, Святослав и Всеволод. Умирая, Ярослав Мудрый завещал своим сыновьям:
«Имейте любовь между собой, потому что все вы —
братья. И если будете жить в любви между собой, Бог будет в вас и покорит вам врагов, и будете мирно жить. Если же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли её трудом своим великим».Поначалу наследники действовали сообща, но когда на Русь обрушилось нашествие кочевников -половцев, Ярославичи не смогли организовать отпор врагам. Киевляне требовали от князя выдать им оружие, но Изяслав не решился это сделать. Тогда киевляне разорили двор Изяслава, а казну — разграбили. Князь бежал в Польшу, а на киевский стол горожане возвели правнука Владимира — Всеслава. Начался период новых княжеских усобиц. На следующий год Изяслав вернулся на Русь с польским войском. В страхе Всеслав бежал из Киева, и вновь разгорелась борьба. В эти годы разрухи и разорения беды и несчастья обрушились на Русь. Половцы постоянно совершали стремительные набеги на русские земли. Свидетельством бедствий, принесенных на Русь половцами, может служить фрагмент летописи:«... Опустели села наши и города наши... пожгли села и гумна, многие церкви сожгли огнем... земля замучена, одних ведут в плен, другие убиваемы бывают, горькую смерть приемля, другие трепещут, глядя на убиваемых, другие умирают от голода и жажды... города все опустели, села опустели; перейдем поля, где пасли стада коней, овец и волов, все пусто ныне; видим нивы заросшие, которые стали жилищем зверей...»Желая укрепить православную веру, Ярославичи организовали причисление князей Бориса и Глеба к лику святых. Но успокоения не произошло. Напротив, теперь уже сами Ярославичи начали враждовать друг с другом. Святослав и Всеволод изгнали Изяслава из Киева, и тому вновь пришлось искать счастья на чужбине. Вернулся он только после смерти Святослава, несколько лет прокняжившего в Киеве, и позднее погиб, сражаясь с родными племянниками, оставшимися без уделов. Новым киевским князем стал последний к тому времени из Ярославичей — Всеволод. Заложенная Ярославом Мудрым система престолонаследия не избавила Русь от княжеских усобиц. Единство Русской земли было поколеблено. После смерти Всеволода Ярославича киевский престол по праву занял его старший племянник — Святополк Изяславич. Он не блистал особыми талантами и не пользовался народной любовью. К тому времени династия Рюриковичей сильно разрослась. Она разделилась на несколько самостоятельных ветвей, и сохранять прежнюю систему власти сделалось невозможно. Одних князей оттесняли их более опытные и старшие сородичи, другие были недовольны своими уделами. Всё это создавало условия для новых усобиц и распрей. Кончилось дело тем, что русские князья решили собраться все вместе, чтобы разрешить давние споры. С тех пор такие княжеские съезды стали на Руси традицией. Первый из них имел особое значение. В 1097 году в город Любеч съехались шесть князей во главе со Святополком Изяславичем. «В лето 1097. Пришли Святополк, и Владимир, и Давид Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег и собрались в Любече для устроения мира (между собой). И обращались к себе, говоря: «Зачем губим Русскую землю, сами на себя вражду воздвигая, а половцы землю нашу терзают на части и радуются, что между нами войны и доныне. С этого времени соединимся в одно сердце и будем охранять Русские земли. Пусть каждый держит отчину свою... и на том целовали крест: если кто пойдет на кого (войной), то на того будем все...», и, принеся клятву, разошлись восвояси...»
«Имейте любовь между собой, потому что все вы —
братья. И если будете жить в любви между собой, Бог будет в вас и покорит вам врагов, и будете мирно жить. Если же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли её трудом своим великим».Поначалу наследники действовали сообща, но когда на Русь обрушилось нашествие кочевников -половцев, Ярославичи не смогли организовать отпор врагам. Киевляне требовали от князя выдать им оружие, но Изяслав не решился это сделать. Тогда киевляне разорили двор Изяслава, а казну — разграбили. Князь бежал в Польшу, а на киевский стол горожане возвели правнука Владимира — Всеслава. Начался период новых княжеских усобиц. На следующий год Изяслав вернулся на Русь с польским войском. В страхе Всеслав бежал из Киева, и вновь разгорелась борьба. В эти годы разрухи и разорения беды и несчастья обрушились на Русь. Половцы постоянно совершали стремительные набеги на русские земли. Свидетельством бедствий, принесенных на Русь половцами, может служить фрагмент летописи:«... Опустели села наши и города наши... пожгли села и гумна, многие церкви сожгли огнем... земля замучена, одних ведут в плен, другие убиваемы бывают, горькую смерть приемля, другие трепещут, глядя на убиваемых, другие умирают от голода и жажды... города все опустели, села опустели; перейдем поля, где пасли стада коней, овец и волов, все пусто ныне; видим нивы заросшие, которые стали жилищем зверей...»Желая укрепить православную веру, Ярославичи организовали причисление князей Бориса и Глеба к лику святых. Но успокоения не произошло. Напротив, теперь уже сами Ярославичи начали враждовать друг с другом. Святослав и Всеволод изгнали Изяслава из Киева, и тому вновь пришлось искать счастья на чужбине. Вернулся он только после смерти Святослава, несколько лет прокняжившего в Киеве, и позднее погиб, сражаясь с родными племянниками, оставшимися без уделов. Новым киевским князем стал последний к тому времени из Ярославичей — Всеволод. Заложенная Ярославом Мудрым система престолонаследия не избавила Русь от княжеских усобиц. Единство Русской земли было поколеблено. После смерти Всеволода Ярославича киевский престол по праву занял его старший племянник — Святополк Изяславич. Он не блистал особыми талантами и не пользовался народной любовью. К тому времени династия Рюриковичей сильно разрослась. Она разделилась на несколько самостоятельных ветвей, и сохранять прежнюю систему власти сделалось невозможно. Одних князей оттесняли их более опытные и старшие сородичи, другие были недовольны своими уделами. Всё это создавало условия для новых усобиц и распрей. Кончилось дело тем, что русские князья решили собраться все вместе, чтобы разрешить давние споры. С тех пор такие княжеские съезды стали на Руси традицией. Первый из них имел особое значение. В 1097 году в город Любеч съехались шесть князей во главе со Святополком Изяславичем. «В лето 1097. Пришли Святополк, и Владимир, и Давид Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег и собрались в Любече для устроения мира (между собой). И обращались к себе, говоря: «Зачем губим Русскую землю, сами на себя вражду воздвигая, а половцы землю нашу терзают на части и радуются, что между нами войны и доныне. С этого времени соединимся в одно сердце и будем охранять Русские земли. Пусть каждый держит отчину свою... и на том целовали крест: если кто пойдет на кого (войной), то на того будем все...», и, принеся клятву, разошлись восвояси...»