Образование в 16 веке в РоссииЖивопись и архитектура в России в XVI в
В XVI в. существенно стала расширяться тематика древнерусской живописи. Гораздо чаще, чем раньше, художники обращаются к сюжетам и образам Ветхого завета, к назидательным повествованиям притч и, что особенно важно, к легендарно-историческому жанру.
В то же время в живописи XVI в. ощутимо тяготение к отвлеченному «мудрствованию». Церковь и государство жестко контролировали иконопись, поэтому в то время получили распространение иконописные подлинники (сборники образцов).
Московская живопись конца XV в. отмечена немалыми достижениями. Связано это с творчеством выдающихся мастеров – Дионисия и его школы.
На рубеже XV–XVI столетий, с одной стороны, определяется преобладание московской живописной школы в России; с другой – усвоение ею традиций местных школ, которые постепенно нивелировались под влиянием общерусского культурного центра, каким стала Москва с ее мастерами, идеями, устремлениями.
Красочность и тщательная проработка деталей, изящество и тонкость рисунка характерны для икон «строгановской школы». Ее представители (Прокопий Чирин, Никифор Савин и др.) работали в Москве, но часто выполняли заказы сольвычегодских богачей Строгановых.
Но одновременно наблюдается известный отход от могучих образцов Андрея Рублева и Феофана Грека, снижение богатырского «дыхания» искусства эпохи Куликовской битвы. При этом поступательное развитие живописи подготовило его будущие успехи.
Самым выдающимся достижением русского зодчества рубежа XV–XVI в. стало возведение зданий Московского Кремля. Старые, обветшавшие постройки заменили новыми; это:
1) Успенский собор; 2) Архангельский собор;
3) Благовещенский собор;
4) Храм-столп Ивана Великого.
Государству требовались грамотные люди. Поэтому во времена Ивана Грозного большое внимание уделялось обучению грамоте. На Стоглавом соборе в 1551 г. было принято решение, чтобы в разных городах страны при церквях и монастырях обучали детей грамоте, счёту и письму
вРусская культура в XVI веке развивалась в принципиально иных условиях, чем прежде. Исчезла гнетущая власть Орды. На смену ей пришло самодержавие. Оно стремилось возвеличить себя в памятниках культуры. Его новые идеи и военные победы воплощались в великолепных храмах, ярких литературных произведениях и иконах.
Политическая централизация сопровождалась быстрым ростом единообразия в области культуры. Менее заметными становятся местные творческие школы, смолкают голоса бесстрашных старцев-отшельников — обличителей жестокости и коварства правителей. В борьбе между государственной необходимостью и творческой свободой прочерчивались своеобразные контуры русской культуры XVI века.
В XVI в. существенно стала расширяться тематика древнерусской живописи. Гораздо чаще, чем раньше, художники обращаются к сюжетам и образам Ветхого завета, к назидательным повествованиям притч и, что особенно важно, к легендарно-историческому жанру.
В то же время в живописи XVI в. ощутимо тяготение к отвлеченному «мудрствованию». Церковь и государство жестко контролировали иконопись, поэтому в то время получили распространение иконописные подлинники (сборники образцов).
Московская живопись конца XV в. отмечена немалыми достижениями. Связано это с творчеством выдающихся мастеров – Дионисия и его школы.
На рубеже XV–XVI столетий, с одной стороны, определяется преобладание московской живописной школы в России; с другой – усвоение ею традиций местных школ, которые постепенно нивелировались под влиянием общерусского культурного центра, каким стала Москва с ее мастерами, идеями, устремлениями.
Красочность и тщательная проработка деталей, изящество и тонкость рисунка характерны для икон «строгановской школы». Ее представители (Прокопий Чирин, Никифор Савин и др.) работали в Москве, но часто выполняли заказы сольвычегодских богачей Строгановых.
Но одновременно наблюдается известный отход от могучих образцов Андрея Рублева и Феофана Грека, снижение богатырского «дыхания» искусства эпохи Куликовской битвы. При этом поступательное развитие живописи подготовило его будущие успехи.
Самым выдающимся достижением русского зодчества рубежа XV–XVI в. стало возведение зданий Московского Кремля. Старые, обветшавшие постройки заменили новыми; это:
1) Успенский собор;2) Архангельский собор;
3) Благовещенский собор;
4) Храм-столп Ивана Великого.
Государству требовались грамотные люди. Поэтому во времена Ивана Грозного большое внимание уделялось обучению грамоте. На Стоглавом соборе в 1551 г. было принято решение, чтобы в разных городах страны при церквях и монастырях обучали детей грамоте, счёту и письму
вРусская культура в XVI веке развивалась в принципиально иных условиях, чем прежде. Исчезла гнетущая власть Орды. На смену ей пришло самодержавие. Оно стремилось возвеличить себя в памятниках культуры. Его новые идеи и военные победы воплощались в великолепных храмах, ярких литературных произведениях и иконах.
Политическая централизация сопровождалась быстрым ростом единообразия в области культуры. Менее заметными становятся местные творческие школы, смолкают голоса бесстрашных старцев-отшельников — обличителей жестокости и коварства правителей. В борьбе между государственной необходимостью и творческой свободой прочерчивались своеобразные контуры русской культуры XVI века.
Начало книгопечатания в России