Решающим фактором войны стал военно-промышленный потенциал. Этот потенциал определялся не только военными заводами. Для военных заводов нужны станки, металл, каменный уголь, для перевозки военных грузов нужен транспорт. Если не хватит только угля или металла, военные заводы остановятся, армия перестанет получать боеприпасы и потерпит поражение. Таким образом, высокий военно-промышленный потенциал — это высокоразвитый промышленно-экономический комплекс
В России военно-промышленный потенциал был относительно слабым, потому что слабо было развито машиностроение: большинство станков для военной промышленности приходилось импортировать.
Предполагалось использовать в военных действиях запасы оружия и боеприпасов, накопленные в мирное время. Так всегда делали прежде, и не только в России, — в мирное время накапливали оружие, а во время войны расходовали. Но эта война оказалась несопоставимой с прежними. Фронт перемолол накопленные запасы за первые месяцы войны. А промышленность не успевала. Она производила меньше оружия и боеприпасов, чем потреблял фронт.
Русская армия была хуже вооружена, чем противостоявшая ей немецкая. Русская пехотная дивизия имела в 1,5 раза
меньше орудий, чем немецкая. Тяжелых орудий у России было 240, у Германии — 3- тысячи.
Обязательным элементом войн двадцатого столетия является мобилизация промышленности, т. е. ее перестройка для удовлетворения военных нужд. Мобилизация промышленности означает перевод части мирных предприятий на производство вооружения, перевод всей промышленности на обслуживание в первую очередь потребностей войны и военных предприятий. При этом создаются специальные государственные органы для координации действий промышленности, распределения сырья и топлива. Главным заказчиком и потребителем промышленной продукции становится государство, поэтому роль государственной власти в экономике многократно возрастает.
Российские промышленники отнюдь не сопротивлялись переводу своих предприятий на военное производство. Наоборот, как отмечал генерал А. А. Маниковский, ведавший тогда этими вопросами, все предприятия, от паровозостроительных заводов до шорных мастерских, храбро брались за изготовление пушек и снарядов. Чтобы получить заказ, а вместе с ним и деньги, надо было только иметь связи в одном из правительственных учреждений.
Дело в том, что военные заказы были очень выгодными. Даже по преуменьшенным данным чистая годовая прибыль металлургических заводов в военные годы составляла 50% на затраченный капитал, металлообрабатывающих – 80%
Но значительная часть денег, розданных казной для выполнения военных заказов, пропала впустую, потому что только мелкие заведения, но и такие крупные машиностроительные заводы, как Коломенский или Краматорский, могли самостоятельно освоить сравнительно простое производство трехдюймовых гранат. Военное производство требовало особой точности и специализации.
Бесплодными оказались заграничные заказы. Перед войной союзники охотно вооружали Россию, но с началом вой новые заказы они уже не принимали, а изготовленное по рым заказам оружие стали забирать для своих армий.
"Если бы мы, — писал впоследствии Ллойд Джорж, послали в Россию половину снарядов, израсходованных в следствии попусту в битвах на западном фронте, и пятую орудий, из которых стреляли этими снарядами, то не когда бы не было русского поражения, но немцы были бы отброшены на расстояние, по сравнению с которым захват несколько окровавленных километров во Франции казался бы насмешкой".
Тогда Россия обратилась к Америке, не участвовавшей % войне. Здесь были размещены артиллерийские заказы на 2 млн. золотых рублей. Через некоторое время выяснилось, что заряды, которые должны были выполнять эти заказы, еще не строены. Тогда в Америку были направлены 2 тыс. русских специалистов, которые наладить производство к 1917: В Россию заказанные пушки так и не попали.
В России военно-промышленный потенциал был относительно слабым, потому что слабо было развито машиностроение: большинство станков для военной промышленности приходилось импортировать.
Предполагалось использовать в военных действиях запасы оружия и боеприпасов, накопленные в мирное время. Так всегда делали прежде, и не только в России, — в мирное время накапливали оружие, а во время войны расходовали. Но эта война оказалась несопоставимой с прежними. Фронт перемолол накопленные запасы за первые месяцы войны. А промышленность не успевала. Она производила меньше оружия и боеприпасов, чем потреблял фронт.
Русская армия была хуже вооружена, чем противостоявшая ей немецкая. Русская пехотная дивизия имела в 1,5 раза
меньше орудий, чем немецкая. Тяжелых орудий у России было 240, у Германии — 3- тысячи.
Обязательным элементом войн двадцатого столетия является мобилизация промышленности, т. е. ее перестройка для удовлетворения военных нужд. Мобилизация промышленности означает перевод части мирных предприятий на производство вооружения, перевод всей промышленности на обслуживание в первую очередь потребностей войны и военных предприятий. При этом создаются специальные государственные органы для координации действий промышленности, распределения сырья и топлива. Главным заказчиком и потребителем промышленной продукции становится государство, поэтому роль государственной власти в экономике многократно возрастает.
Российские промышленники отнюдь не сопротивлялись переводу своих предприятий на военное производство. Наоборот, как отмечал генерал А. А. Маниковский, ведавший тогда этими вопросами, все предприятия, от паровозостроительных заводов до шорных мастерских, храбро брались за изготовление пушек и снарядов. Чтобы получить заказ, а вместе с ним и деньги, надо было только иметь связи в одном из правительственных учреждений.
Дело в том, что военные заказы были очень выгодными. Даже по преуменьшенным данным чистая годовая прибыль металлургических заводов в военные годы составляла 50% на затраченный капитал, металлообрабатывающих – 80%
Но значительная часть денег, розданных казной для выполнения военных заказов, пропала впустую, потому что только мелкие заведения, но и такие крупные машиностроительные заводы, как Коломенский или Краматорский, могли самостоятельно освоить сравнительно простое производство трехдюймовых гранат. Военное производство требовало особой точности и специализации.
Бесплодными оказались заграничные заказы. Перед войной союзники охотно вооружали Россию, но с началом вой новые заказы они уже не принимали, а изготовленное по рым заказам оружие стали забирать для своих армий.
"Если бы мы, — писал впоследствии Ллойд Джорж, послали в Россию половину снарядов, израсходованных в следствии попусту в битвах на западном фронте, и пятую орудий, из которых стреляли этими снарядами, то не когда бы не было русского поражения, но немцы были бы отброшены на расстояние, по сравнению с которым захват несколько окровавленных километров во Франции казался бы насмешкой".
Тогда Россия обратилась к Америке, не участвовавшей % войне. Здесь были размещены артиллерийские заказы на 2 млн. золотых рублей. Через некоторое время выяснилось, что заряды, которые должны были выполнять эти заказы, еще не строены. Тогда в Америку были направлены 2 тыс. русских специалистов, которые наладить производство к 1917: В Россию заказанные пушки так и не попали.