Молитвенной здание мусульман именуется мечетью (от араб. «масджид» - «место, где совершают земные поклоны»). Первая мечеть появилась в селении Куба сразу после прибытия Мухаммеда в Медину и представляла собой четырехугольный двор с навесом вдоль стен. В середине 623 г. мечеть такого же типа была построена рядом с домом Мухаммеда в самой Медине. 1
Первоначально к зданию мечети не предъявляли особых требований, в нем лишь не должно было быть идолов или изображений живых существ – возможных объектов поклонения. На захваченных мусульманами территориях в мечеть превращали любое подходящее здание вместить в пятницу всех мусульман округи. Для этой цели иногда использовались христианские и зороастрийские храмы, языческие святилища, к которым пристраивали двор с водоемом для омовения.
В настоящее время все мечети мира имеют стандартное строение и один ориентир – Мекка – священный город мусульман.2 Наша мечеть тоже имеет стандартное строение. Сургутская мечеть – это соборная мечеть, она служит местом для собраний всех мусульман города. Она не очень большая, но своим великолепным видом производит неизгладимое впечатление на сургутян. (Приложение VI)
С развитием мусульманской архитектуры были выработаны эстетические понятия – символы: джамал – Божественная красота, узреваемая в куполе мечети; джалал – Божественное величие, узреваемое в минаретах, и сифат – Божественные атрибуты, читаемые в письменах на стенах мечети.
Существует поверье, что врата и двери сооружаются по Божьей милости. Часто в мечети можно встретить надписи над дверьми. Например, «Сооружены по милости Всевышней Истины эти врата» или «Да будет вечно открыта счастью дверь». Эти слова как бы предупреждают о входе в иное пространство, лежащее вне пределов здания. Они поясняют входящему: дверь открыта для вступления в пределы счастья, т.е. во владения Аллаха.
Подробные надписи над входом мечетей подчеркивают особую символическую роль порога. Дверной проем связывали с проникновение в качественное иное, отмеченное Богом пространство. Именно поэтому вход в мечеть всегда надлежит держать открытым. (Приложение VII
Своеобразный облик мечети сложился к концу VII в., когда рядом с ней начали возводить минарет (от араб. «минара» - «маяк») – башню, с которой возглашают призыв на молитву (азан) Сейчас, когда активно используется звукоусилительная аппаратура для трансляции азана, минарет, как правило, является элементом архитектуры и имеет чисто эстетическое значение. Практическое его значение сегодня – то, что минарет позволяет отличать мечети от других зданий.
Мечеть может иметь несколько минаретов. По традиции их не должно быть больше, чем в священной Мекке. До начала ХХ столетия в Мекке их было восемь. У нашей мечети только один минарет, причем для трансляции азана есть звукоусилительная аппаратура.
Первоначально к зданию мечети не предъявляли особых требований, в нем лишь не должно было быть идолов или изображений живых существ – возможных объектов поклонения. На захваченных мусульманами территориях в мечеть превращали любое подходящее здание вместить в пятницу всех мусульман округи. Для этой цели иногда использовались христианские и зороастрийские храмы, языческие святилища, к которым пристраивали двор с водоемом для омовения.
В настоящее время все мечети мира имеют стандартное строение и один ориентир – Мекка – священный город мусульман.2 Наша мечеть тоже имеет стандартное строение. Сургутская мечеть – это соборная мечеть, она служит местом для собраний всех мусульман города. Она не очень большая, но своим великолепным видом производит неизгладимое впечатление на сургутян. (Приложение VI)
С развитием мусульманской архитектуры были выработаны эстетические понятия – символы: джамал – Божественная красота, узреваемая в куполе мечети; джалал – Божественное величие, узреваемое в минаретах, и сифат – Божественные атрибуты, читаемые в письменах на стенах мечети.
Существует поверье, что врата и двери сооружаются по Божьей милости. Часто в мечети можно встретить надписи над дверьми. Например, «Сооружены по милости Всевышней Истины эти врата» или «Да будет вечно открыта счастью дверь». Эти слова как бы предупреждают о входе в иное пространство, лежащее вне пределов здания. Они поясняют входящему: дверь открыта для вступления в пределы счастья, т.е. во владения Аллаха.
Подробные надписи над входом мечетей подчеркивают особую символическую роль порога. Дверной проем связывали с проникновение в качественное иное, отмеченное Богом пространство. Именно поэтому вход в мечеть всегда надлежит держать открытым. (Приложение VII
Своеобразный облик мечети сложился к концу VII в., когда рядом с ней начали возводить минарет (от араб. «минара» - «маяк») – башню, с которой возглашают призыв на молитву (азан) Сейчас, когда активно используется звукоусилительная аппаратура для трансляции азана, минарет, как правило, является элементом архитектуры и имеет чисто эстетическое значение. Практическое его значение сегодня – то, что минарет позволяет отличать мечети от других зданий.
Мечеть может иметь несколько минаретов. По традиции их не должно быть больше, чем в священной Мекке. До начала ХХ столетия в Мекке их было восемь. У нашей мечети только один минарет, причем для трансляции азана есть звукоусилительная аппаратура.