Религиозные представления тюркских народов не были однообразными. Об этом можно судить по дошедшим до нас памятникам письменности и археологическим материалам. Религиозное многообразие было характерной чертой раннесредневековых тюркских племенных союзов. Причины многообразия религий:
1) Развитие караванной торговли. По караванным путям вместе с товарами распространялись и религиозные учения.
2) Государства созданные тюркскими народами населяли согдийцы, китайцы, тибетцы и т.д. Такое разнообразие народов, языков и культурных традиций должно было содействовать взаимопроникновению религиозных идей и культурному обмену.
3) Готовность тюрков к восприятию разных знаний при сохранении собственной культуры.
Одной из религий, получившей распространение в тюркской среде было манихейство, основанное в Иране (Персии) «учителем света» Мани (Ману).
Согласно этому учению, существуют два начала – доброе и злое, Свет и Мрак, которые ведут между собой постоянную борьбу.
Эта религия получила распространение в Западно-Тюркском каганате. Манихейские монастыри были обнаружены в Таразе.
Манихейство сыграло большую роль в развитии изобразительного искусства и музыки.
Буддизм – одна из мировых религий. Он пользовался популярностью в аристократической среде Тюркского каганата. Согласно китайским источникам в стране тюрок был построен буддийский монастырь. В VII – VIII веках буддизм был распространён и в Западно-Тюркском каганате. По словам китайского источника «Царь, царские жёны, принцы и знать – все воздвигают монастыри и делают буддийские жертвоприношения». Также в Восточном Казахстане в погребении знатной кимакской женщины найдено бронзовое зеркало с буддийским изречением на тюркском языке.
По мнению исследователей, одной из первых монотеистических религий в мировой истории является тенгрианство.
Монотеизм – единобожие.
Арабский географ Макдиси писал: «Тюрки говорят – «Бир Тангри», подразумевая под этим «един Господь». Плано Карпини в своей «Истории Монголов» о вере тюркских племён писал следующее: «Они веруют в единого бога (Тенгри), которого признают творцом всего видимого и невидимого…» Тенгри по представлению тюрков – это Небо. Он распоряжался судьбами человека, народа, государства. Он – творец мира, и он сам есть мир.
Он может быть строгим и добрым и карающим. Тюрки верили, что душа смертного взлетит к Тенгри. Тюркские каганы в своих надписях постоянно призывают Небо быть благосклонным к ним.
Другим почитаемым тюрками божеством была Жер-Су. С Жер-Су были связаны древние праздники оживления природы весной и плодородия осенью.
В древнетюркских верованиях при культе (поклонении) верховного божества Тенгри, который всегда представлялся как грозная личность, было также и женское божество Умай. Она была покровительницей домашнего очага, семьи, рода, играла большую роль в рождении детей и их судьбе. Древние тюрки представляли Умай как красивую и добрую молодую женщину, вооружённую луком и стрелой, которой она поражает злых духов. Умай часто упоминается как покровительница молодых воинов.
Тенгрианство сочетало в себе как веру в единого бога, так и существование различных духов. Эта вере сопровождалась соблюдением ряда культов.
Культ – поклонение.
Одним из основных был культ предков – аруах, который возник из веры в загробное существование. Посредством этого культа осуществлялось воспитание молодого поколения, воспитывалось уважение к истории своего народа.
Почитаемым был Коркыт-ата, который считался посредником между людьми и Тенгри. Тюрки верили, что Коркыт-ата мог излечению от болезней, защите от набегов врага, от превратностей судьбы.
По мнению немецкого учёного Г. Дерфера обрядовые традиции тенгрианства
оказали влияние на другие мировые религии.
Более подробную информацию по данной теме, вы сможете получить, прочитав параграф № 10
Краткий конспект сделайте