Принципом религиозной политики правительства в отношении неправославных вероисповеданий была веротерпимость. единственное исключение составлял иудаизм. лишь в конце xviii в. евреи появились в пределах российской империи (до этого им запрещался въезд в страну). правительство ограничило территорию их проживания и перемещения особой чертой оседлости. иудаизм стал предметом пристального изучения российской интеллигенции. на тему иудаизма писали такие видные публицисты, как в.в.розанов, д.с.мережковский, с.н.булгаков и др. следует заметить, что происходившие в конце xix – начале xx в. еврейские погромы не имели религиозной окраски. причины были, скорее, социальными: погромы направлялись в первую очередь против евреев-ростовщиков и торговцев, монополизировавших торговлю в некоторых западных городах и взвинтивших цены. правительство нередко принимало меры против погромщиков, но одних репрессий было недостаточно. проблема антисемитизма на государственном и бытовом уровне оставалась актуальной. со второй половины xviii в. предпринимались попытки миссионерской деятельности на кавказе. во главе миссии стояли грузин архимандрит платон и протоиерей лебедев. за 20 лет (1771-1791 гг.) миссии удалось крестить свыше 8 тыс. осетин. этому было положено препятствие распространению ислама, активно осуществлявшемуся турецкими миссионерами на северном кавказе во внешнеполитических интересах турции.