Серьезным фактором общеэкономического отставания Франции стали аграрные проблемы французского капитализма. Отсталость сельского хозяйства являлась следствием парцеллярности земледелия. Отсталое сельское хозяйство сдерживало развитие внутреннего рынка и промышленности, мешало формированию рынка труда, замедляло прирост населения. Парцеллярное хозяйство представляло собой лоскутную сумму разрозненных клочков земли, принадлежащих одному хозяину. В 1892 г. на одно хозяйство приходилось около 30 парцелл общей площадью от 5 до 40 аров. На таких крохотных участках миллионы крестьян не могли использовать даже рабочий скот. Стремясь расширить хозяйство, крестьянин или покупал, или арендовал дополнительные участки земли. Но не имея капитала, свободных средств, он вынужден был брать займы под залог земли, что приводило к задолженности и кабале. К концу XIX в. «свободные» парцеллярные крестьяне платили ростовщикам ежегодную дань в 2 млрд франков. Доходы крестьян поглощались выплатой процентов, налогов, долгов. Для улучшения хозяйства средств не оставалось. Рост задолженности постепенному превращению владельца мелкой парцеллы в формального собственника земли. В конце XIX в. во французской деревне ускорились процесс формирования фермерских хозяйств и процесс концентрации земли при одновременном росте числа парцеллярных хозяйств. Аграрный кризис усилил тенденцию к превращению животноводства в ведущую отрасль сельского хозяйства, к изменению структуры растениеводства в пользу технических культур, к увеличению доли плодоводства и овощеводства в объемах производимой продукции. Расширилось применение техники, углублялась специализация производства по районам страны. В 1892 г. государство повысило пошлины на ввозимую в страну сельскохозяйственную продукцию, что расширило внутренний рынок для отечественных производителей. Важной причиной экономического отставания являлась своеобразная структура французской промышленности. Правда, в конце XIX в. во Франции, как и в других странах, отмечался рост концентрации производства. Так, крупнейшим центром металлургической и военной промышленности стали предприятия Шнейдера и Крезо; другим районом металлургии стали заводы в Лонгви, на северо-востоке Франции, объединившиеся в 1876 г. в синдикат. Возник ряд акционерных компаний в других отраслях промышленности. Однако наряду с крупным производством по-прежнему значительную роль играла средняя и мелкая промышленность. В конце XIX в. 94% всех французских предприятий имели от 1 до 10 рабочих. В 1906 г. насчитывалось только 611 фабрик, где работало по 500 и более человек. В целом тяжелая промышленность развивалась более быстрыми темпами, чем легкая. Создавались новые отрасли – электроэнергетика, автомобилестроение, паровозостроение, производство цветных металлов. Большое значение для экономики страны имело железнодорожное строительство, ставшее емким рынком для многих отраслей тяжелой промышленности. С 1870 по 1900 г. протяженность железных дорог во Франции увеличилась в 2,5 раза и достигла 42,8 тыс. км. По длине железнодорожных линий Франция в этот период превосходила Англию и Германию. Концентрация производства приводила к образованию монополий. В 1876 г. был создан металлургический синдикат, объединивший 13 крупнейших металлургических заводов. В 1883 г. возник сахарный картель, в 1885 г. – керосиновый картель. Наиболее крупные монополии создавались в отраслях тяжелой промышленности. Темпы концентрации и централизации банковского капитала во Франции были исключительно высокими. В этом она занимала первое место среди других капиталистических государств. Образование финансового капитала во Франции происходило при решающей роли банковского капитала. Центром финансового капитала страны стал Французский банк. Экономическое развитие Франции сдерживалось вывозом капитала. По экспорту капитала Франция вышла на второе место в мире, но все же уступала Англии... :)