.Кирилл Белозерский известен как основатель одного из крупнейших русских монастырей. Он был образованным человеком, хорошо знакомым с текстами Священного Писания, с произведениями Отцов церкви, с византийской Церковной и политической литературой, с сочинениями русских иерархов XIV-XV веков. Преподобный Кирилл имел славу чудотворца и пользовался огромным авторитетом не только среди местного белозерского населения, но и в столице среди московской знати. Он общался со многими князьями и боярами: политиками-практиками того времени. Разнообразная деятельность Кирилла Белозерского - в качестве казначея в доме Вельяминовых, игумена Симоновского монастыря в Москве, основателя "пустынной" обители - позволила ему приобрести неоценимый опыт и знание реальной жизни Северо-Восточной Руси.
Различные стороны мировоззрения Кирилла Белозерского уже рассматривались в трудах историков: М. Кудрявцева, Г. П. Федотова, Н. И. Ефимова, В. Вальденберга, Г. М. Прохорова1. Однако лишь Н. И. Ефимов и В. Вальденберг специально изучали представления Кирилла Белозерского о государственной власти. Н. И. Ефимов трактует политические воззрения преподобного Кирилла как чисто библейскую, теократическую точку зрения. Он видит в посланиях белозерского святого "идеал князя-пастыря, игумена ему подвластных"2. Такой взгляд представляется несколько упрощенным. В. Вальденберг решительно не согласен с Н. И. Ефимовым. Он отрицает возможность толкования роли князя в произведениях Кирилла Белозерского как религиозного вождя христиан. "Все обязанности князя в области религиозных отношений ограничиваются, по учению Кирилла, одной заботой о том, чтобы народ выполнял те предписания веры, которым его учат духовные наставники. Остальное не входит в сферу его деятельности", - пишет В. Вальденберг3. К сожалению, специфика исследовательских интересов этого историка заставила его ограничиться выяснением мнения преподобного Кирилла о пределах власти государя в области религиозных отношений. В результате вопрос о целостной концепции государственной власти, содержащийся в сочинениях Кирилла Белозерского, остался практически не изученным.
Между тем сохранившиеся послания преподобного Кирилла к князьям являются уникальным источником для изучения общественной мысли Руси конца XIV - первой четверти XV века. В отличие от произведений других церковных мыслителей этого времени, они относятся к эпистолярному жанру. Автор не стремился к созданию какого-либо художественного образа. Перед ним не стояла задача проповедовать определенные теоретические догмы и воздействовать на широкую аудиторию. В каждом послании игумен обращается к конкретному человеку. Для убеждения он использует простые, понятные аргументы. Он не углубляется в отвлеченные богословские и политические категории. Все, о чем пишет преподобный Кирилл, имеет непосредственное отношение к его читателям. Даже поучения, касающиеся управления государством, выдержаны в стиле задушевной беседы. Несомненно, взгляды преподобного Кирилла сформировались в рамках современной ему традиции общественной мысли. Однако они преломляются через индивидуальное жизнепонимание автора, через его восприятие конкретных обстоятельств, послуживших причиной написания письма. Все это обусловило своеобразие государственно-политических идей, содержащихся в посланиях преподобного Кирилла Источник http://www.kirmuseum.ru/issue/article.php?ID=2198
.Кирилл Белозерский известен как основатель одного из крупнейших русских монастырей. Он был образованным человеком, хорошо знакомым с текстами Священного Писания, с произведениями Отцов церкви, с византийской Церковной и политической литературой, с сочинениями русских иерархов XIV-XV веков. Преподобный Кирилл имел славу чудотворца и пользовался огромным авторитетом не только среди местного белозерского населения, но и в столице среди московской знати. Он общался со многими князьями и боярами: политиками-практиками того времени. Разнообразная деятельность Кирилла Белозерского - в качестве казначея в доме Вельяминовых, игумена Симоновского монастыря в Москве, основателя "пустынной" обители - позволила ему приобрести неоценимый опыт и знание реальной жизни Северо-Восточной Руси.
Различные стороны мировоззрения Кирилла Белозерского уже рассматривались в трудах историков: М. Кудрявцева, Г. П. Федотова, Н. И. Ефимова, В. Вальденберга, Г. М. Прохорова1. Однако лишь Н. И. Ефимов и В. Вальденберг специально изучали представления Кирилла Белозерского о государственной власти. Н. И. Ефимов трактует политические воззрения преподобного Кирилла как чисто библейскую, теократическую точку зрения. Он видит в посланиях белозерского святого "идеал князя-пастыря, игумена ему подвластных"2. Такой взгляд представляется несколько упрощенным. В. Вальденберг решительно не согласен с Н. И. Ефимовым. Он отрицает возможность толкования роли князя в произведениях Кирилла Белозерского как религиозного вождя христиан. "Все обязанности князя в области религиозных отношений ограничиваются, по учению Кирилла, одной заботой о том, чтобы народ выполнял те предписания веры, которым его учат духовные наставники. Остальное не входит в сферу его деятельности", - пишет В. Вальденберг3. К сожалению, специфика исследовательских интересов этого историка заставила его ограничиться выяснением мнения преподобного Кирилла о пределах власти государя в области религиозных отношений. В результате вопрос о целостной концепции государственной власти, содержащийся в сочинениях Кирилла Белозерского, остался практически не изученным.
Между тем сохранившиеся послания преподобного Кирилла к князьям являются уникальным источником для изучения общественной мысли Руси конца XIV - первой четверти XV века. В отличие от произведений других церковных мыслителей этого времени, они относятся к эпистолярному жанру. Автор не стремился к созданию какого-либо художественного образа. Перед ним не стояла задача проповедовать определенные теоретические догмы и воздействовать на широкую аудиторию. В каждом послании игумен обращается к конкретному человеку. Для убеждения он использует простые, понятные аргументы. Он не углубляется в отвлеченные богословские и политические категории. Все, о чем пишет преподобный Кирилл, имеет непосредственное отношение к его читателям. Даже поучения, касающиеся управления государством, выдержаны в стиле задушевной беседы. Несомненно, взгляды преподобного Кирилла сформировались в рамках современной ему традиции общественной мысли. Однако они преломляются через индивидуальное жизнепонимание автора, через его восприятие конкретных обстоятельств, послуживших причиной написания письма. Все это обусловило своеобразие государственно-политических идей, содержащихся в посланиях преподобного Кирилла
Источник http://www.kirmuseum.ru/issue/article.php?ID=2198