Знаменитый русский скульптор Эрнст Неизвестный как-то сказал: «Рублев никогда не читал лекций по философии, не писал ни строчки. Он даже не говорил, так как дал монашеский обет молчания. Почему же он философ? Да потому, что в России было такое понятие: «умозрение в красках». То есть высокое искуcство рассматривалось как одна из форм не только познания мира, но и создания структур, равных философии».
Но, к сожалению, о жизни талантливого русского иконописца, жившего 600 лет назад, известно куда меньше, чем о многих философах Древнего мира. Немногочисленные факты его биографии по крупицам собраны из летописей и работ древнерусских писателей Пахомия Логофета и Иосифа Волоцкого. Даже десятилетие, приблизительно обозначающее дату его рождения, определяется по косвенным данным.
Мудрость можно выразить не только словом. Визуальный образ порой красноречивее философского трактата. Особенно это касается древнерусской иконописи. Вглядитесь в строгие лики святых, загляните в их глаза. Ведь перед вами не просто предметы культового поклонения. На выцветших досках старинных икон, на обветшалых фресках древних монастырей — тайны мироздания, раскрытые древними мастерами, их видение Бога, Вселенной, людей. Недаром многие ставят иконописца Рублева в один ряд с великими философами.
Родился Рублёв между 1360 и 1370 гг. В конце XIV в. он был послушником в Троицком монастыре. В какой семье вырос, почему ушел от мирской жизни — на эти вопросы мы, наверное, уже никогда не получим ответов. Можно предполагать что он родился в Центральной России, скорее всего, в Московском княжестве, что он происходил из семьи ремесленника (врубель» — инструмент для накатки кож).
«Кто книги пишет, кто книгам учится, кто рыболовные сети плетет, кто кельи строит. Одни дрова и воду носят в пивоварню, другие хлеб и варево готовят», — так писал о монастырях современник Рублева. Послушнику Андрею досталась особая обязанность — научиться выражать церковную мудрость на языке красок
Троицкий монастырь являлся неисчерпаемым источником этой мудрости. Здесь жил когда-то известный мыслитель своего времени Сергий Радонежский, «кроткий душою, твердый верою, смиренный умом». Возможно, Рублев еще застал старца в живых. Но и после смерти Сергия в монастыре царила созданная им атмосфера нравственной чистоты, трудолюбия, сердечности. Предполагают, что постригся Рублев в Троицком монастыре при настоятеле Никоне Радонежском, ученике и преемнике Сергия Радонежского.(«Сказание о святых иконописцах» -17 в.).Молодой художник, как губка, впитывал моральные устои Радонежского. Позже это нашло отражение в его работах—таких светлых и человечных.
«Рублев никогда не читал лекций по философии, не писал ни строчки. Он даже не говорил, так как дал монашеский обет молчания. Почему же он философ? Да потому, что в России было такое понятие: «умозрение в красках». То есть высокое искуcство рассматривалось как одна из форм не только познания мира, но и создания структур, равных философии».
Но, к сожалению, о жизни талантливого русского иконописца, жившего 600 лет назад, известно куда меньше, чем о многих философах Древнего мира. Немногочисленные факты его биографии по крупицам собраны из летописей и работ древнерусских писателей Пахомия Логофета и Иосифа Волоцкого.
Даже десятилетие, приблизительно обозначающее дату его рождения, определяется по косвенным данным.
Мудрость можно выразить не только словом. Визуальный образ порой красноречивее философского трактата. Особенно это касается древнерусской иконописи. Вглядитесь в строгие лики святых, загляните в их глаза. Ведь перед вами не просто предметы культового поклонения. На выцветших досках старинных икон, на обветшалых фресках древних монастырей — тайны мироздания, раскрытые древними мастерами, их видение Бога, Вселенной, людей. Недаром многие ставят иконописца Рублева в один ряд с великими философами.
Родился Рублёв между 1360 и 1370 гг. В конце XIV в. он был послушником в Троицком монастыре. В какой семье вырос, почему ушел от мирской жизни — на эти вопросы мы, наверное, уже никогда не получим ответов.
Можно предполагать что он родился в Центральной России, скорее всего, в Московском княжестве, что он происходил из семьи ремесленника (врубель» — инструмент для накатки кож).
«Кто книги пишет, кто книгам учится, кто рыболовные сети плетет, кто кельи строит. Одни дрова и воду носят в пивоварню, другие хлеб и варево готовят», — так писал о монастырях современник Рублева. Послушнику Андрею досталась особая обязанность — научиться выражать церковную мудрость на языке красок
Троицкий монастырь являлся неисчерпаемым источником этой мудрости. Здесь жил когда-то известный мыслитель своего времени Сергий Радонежский, «кроткий душою, твердый верою, смиренный умом». Возможно, Рублев еще застал старца в живых. Но и после смерти Сергия в монастыре царила созданная им атмосфера нравственной чистоты, трудолюбия, сердечности. Предполагают, что постригся Рублев в Троицком монастыре при настоятеле Никоне Радонежском, ученике и преемнике Сергия Радонежского.(«Сказание о святых иконописцах» -17 в.).Молодой художник, как губка, впитывал моральные устои Радонежского. Позже это нашло отражение в его работах—таких светлых и человечных.