Ярослав Мудрый вступил на престол в 1019 году после упорного противостояния с Святополком Окаянным, в рехультате которого погибли Борис и Глеб - первые русские святые. Его неспроста нарекают Мудрым, ибо он сделал многое для культурного развития государства: были открыты при монастырях и соборах школы для мальчиков, были также возведены соборы в Чернигове, Новгороде и Полоцке. Ему также удалось окончательно побороть печенегов в 1036 году, и в честь этого события был построен собор Святой Софии в Киеве. Именно этот киевский князь создал первый письменный свод законов - "Правда Ярослава" , которая ограничивала кровную месть. Стоит также отметить и то, что Ярослав Владимирович добился назначения в 1051 году митрополита русского по происхождению Илариона. Это был большой успех для древнерусской церкви на Руси. Именно после смерти в 1054 году на Руси начали возникать разногласия между Ярославичами, а именно происходило это из-за очередного порядка престола наследия, по которому престол переходил не от отца к сыну, а к самому старшему из рода Рюриковичей. Но князья сами осознавали губительность междоусобной войны и съезжались на съезды, главным из которых стал Любеческий съезд 1097 году, в результате которого князья окончательно поделили Русь на уделы, провозгласив знаменитую формулу "каждый держится за вотчину свою". Именно Владимиру Мономаху (1113-1125) удалось остановить на некоторое время процесс раздробленности государства. Он дал народу закон "о Резах", по которому теперь запрещалось брать с закупов (зависимых крестьян) резы(проценты) за более чем 50 процентов от общей купы. Кроме того, он дополнил Русскую Правду своим сводом, также он написал знаменитое "Поучение ВЛадимира Мономаха детям" , в котором говорил своим сыновьям о том, как надо правильно жить в мире и управлять государством. Дело Мономаха по сохранению целостности государства удалось продолжить его сыну Мстиславу Великому (1125-1132). Но уже после его смерти Русь окончательно распалась на независимые княжества, что ослабило обороноспобность государства от внешних врагов.