Экономический кризис 1974–1975 гг. и его влияние на развитие западной цивилизации
В ряду послевоенных экономических потрясений особое место принадлежит кризису 1974—75 гг. Он охватил практически все развитые стран Запада и Японию.
Кризис привел к стагнации традиционных отраслей хозяйства данных стран, к нарушениям в кредитно-финансовой сфере, к резкому падению темпов роста.
Применение антикризисных мер по рецептам неокейнсианства, включавших рост государственных расходов, снижение налогов и удешевление кредита только усиливало инфляцию. Применение обратных мер (сокращение государственных расходов, ужесточение налоговой и кредитной политики) вело к углублению спада и росту безработицы. Своеобразие ситуации состояло в том, что ни та ни другая система антикризисных мер не вели к преодолению экономического потрясения.
Новые условия требовали свежих концептуальных решений, касающихся выработки адекватных потребностям дня методов регулирования социально-экономических процессов. Прежняя кейнсианская методика решения этих проблем перестала устраивать правящую элиту ведущих стран Запада. Критика кейнсианства в середине 1970-х гг. приобрела фронтальный характер. Постепенно складывалась новая консервативная концепция регулирования экономики, наиболее яркими представителями которой на политическом уровне стали Маргарет Тэтчер, возглавившая британское правительство в 1979 г., и Рональд Рейган, избранный в 1980 г. на пост президента США.
В области экономической политики неоконсерваторов вдохновляли идеологи свободного рынка (М. Фридмен) и сторонники «теории предложения» (А. Лэффер). Важнейшим отличием новых политэкономических рецептов от кейнсианства явилась иная направленность государственных расходов. Ставка была сделана на уменьшение государственных расходов на социальную политику. Проводилось также снижение налогов с целью активизировать приток инвестиций в производство. Если неокейсианство исходило из стимулирования спроса как предпосылки роста производства, то неоконсерваторы, напротив, держали курс на стимулирование факторов, обеспечивающих рост предложения товаров. Отсюда их формула: не спрос определяет предложение, а предложение определяет спрос.
В ряду послевоенных экономических потрясений особое место принадлежит кризису 1974—75 гг. Он охватил практически все развитые стран Запада и Японию.
Кризис привел к стагнации традиционных отраслей хозяйства данных стран, к нарушениям в кредитно-финансовой сфере, к резкому падению темпов роста.
Применение антикризисных мер по рецептам неокейнсианства, включавших рост государственных расходов, снижение налогов и удешевление кредита только усиливало инфляцию. Применение обратных мер (сокращение государственных расходов, ужесточение налоговой и кредитной политики) вело к углублению спада и росту безработицы. Своеобразие ситуации состояло в том, что ни та ни другая система антикризисных мер не вели к преодолению экономического потрясения.
Новые условия требовали свежих концептуальных решений, касающихся выработки адекватных потребностям дня методов регулирования социально-экономических процессов. Прежняя кейнсианская методика решения этих проблем перестала устраивать правящую элиту ведущих стран Запада. Критика кейнсианства в середине 1970-х гг. приобрела фронтальный характер. Постепенно складывалась новая консервативная концепция регулирования экономики, наиболее яркими представителями которой на политическом уровне стали Маргарет Тэтчер, возглавившая британское правительство в 1979 г., и Рональд Рейган, избранный в 1980 г. на пост президента США.
В области экономической политики неоконсерваторов вдохновляли идеологи свободного рынка (М. Фридмен) и сторонники «теории предложения» (А. Лэффер). Важнейшим отличием новых политэкономических рецептов от кейнсианства явилась иная направленность государственных расходов. Ставка была сделана на уменьшение государственных расходов на социальную политику. Проводилось также снижение налогов с целью активизировать приток инвестиций в производство. Если неокейсианство исходило из стимулирования спроса как предпосылки роста производства, то неоконсерваторы, напротив, держали курс на стимулирование факторов, обеспечивающих рост предложения товаров. Отсюда их формула: не спрос определяет предложение, а предложение определяет спрос.