Религия является одной из форм общественного сознания. Факторы, обусловившие появление религии: социальные, гносеологические и психологические.
Социальные предпосылки, из которых одни связаны с отношением людей к природе, другие - с отношениями между людьми:
-- отношение людей к природе предопределено имеющимися средствами и орудиями труда. Чем менее они развиты, тем слабее человек перед лицом природы, тем больше над ним господство природных сил. Первобытный человек обладал ограниченными средствами для воздействия на окружающий мир. Будучи не в состоянии получить желаемый результат реальными средствами, он прибегал к мнимым средствам;
-- отношения между людьми складываются стихийно. В этом случае законы развития общества выступают как неведомые стихийные силы, определяющие судьбы людей. Причины общественных явлений в сознании людей кажутся загадочными, сверхъестественными и мистифицируются.
-- Гносеологические причины - это предпосылки, возможности формирования религиозных верований, возникающие в процессе познания человеком закономерностей природных явлений. Появление у человека возможности мыслить абстрактно, то есть вычленять в мышлении общее, существенное и необходимое, отвлекаясь от единичного, несущественного и случайного развитию теоретического познания человека фиксировать явления в языке позволяет познать мир глубже, точнее, полнее.
-- Психологические причины обусловлены зависимостью религиозных верований от эмоционального состояния людей^ их настроений, переживаний и т. п. Постоянные и устойчивые отрицательные эмоции, в том числе неуверенность, страх, чувства горя, скорби, одиночества, могут создать благоприятную почву для приобщения индивида к религии. Постоянное накопление отрицательных эмоций при отсутствии реальных возможностей устранить их источник ведет к тому, что человек ищет средства избавления от отрицательных переживаний, в том числе в религии.
Социальные предпосылки, из которых одни связаны с отношением людей к природе, другие - с отношениями между людьми:
-- отношение людей к природе предопределено имеющимися средствами и орудиями труда. Чем менее они развиты, тем слабее человек перед лицом природы, тем больше над ним господство природных сил. Первобытный человек обладал ограниченными средствами для воздействия на окружающий мир. Будучи не в состоянии получить желаемый результат реальными средствами, он прибегал к мнимым средствам;
-- отношения между людьми складываются стихийно. В этом случае законы развития общества выступают как неведомые стихийные силы, определяющие судьбы людей. Причины общественных явлений в сознании людей кажутся загадочными, сверхъестественными и мистифицируются.
-- Гносеологические причины - это предпосылки, возможности формирования религиозных верований, возникающие в процессе познания человеком закономерностей природных явлений. Появление у человека возможности мыслить абстрактно, то есть вычленять в мышлении общее, существенное и необходимое, отвлекаясь от единичного, несущественного и случайного развитию теоретического познания человека фиксировать явления в языке позволяет познать мир глубже, точнее, полнее.
-- Психологические причины обусловлены зависимостью религиозных верований от эмоционального состояния людей^ их настроений, переживаний и т. п. Постоянные и устойчивые отрицательные эмоции, в том числе неуверенность, страх, чувства горя, скорби, одиночества, могут создать благоприятную почву для приобщения индивида к религии. Постоянное накопление отрицательных эмоций при отсутствии реальных возможностей устранить их источник ведет к тому, что человек ищет средства избавления от отрицательных переживаний, в том числе в религии.