Поляне жили в те времена отдельно и своими и каждый самостоятельно. и было три брата: один по имени кий, другой – щек и третий – хорив, а сестра их была лыбедь. и построили городок во имя старшего брата и назвали его киев. и по смерти братьев этих потомство их стало держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей – свое, а у славян в новгороде – свое. все эти племена имели свои обычаи, законы своих отцов, и предания, и каждые – свой нрав. варяги из заморья взимали дань с чуди, и со славян, и с мери, и со всех кривичей. в год 6370 (862) изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. и сказали себе: «поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву» . и пошли за море к варягам, к руси. те варяги назывались русью, как другие называются шведы, и иные норманны и . сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. приходите княжить и владеть нами» . и избрались трое братьев со своими , и взяли с собой всю русь, и пришли и сел старший, рюрик, в новгороде, а другой, синеус, на белоозере, а третий, трувор – в изборске. и от тех варягов прозвалась земля. новгородцы же – те люди от варяжского рода, а прежде были славяне. через два же года умерли синеус и брат его трувор. и овладел всею властью один рюрик и стал раздавать мужам своим города – тому полоцк, этому ростов. варяги в этих городах – находники, а коренное население в новгороде – славяне, в полоцке – кривичи, в ростове – меря, и над теми всеми властвовал рюрик» .
1. к какому жанру относится этот документ? как он называется? когда был создан? какова достоверность сведений этого документа?
2. какова дата по современному летоисчислению?
3. кто такие варяги, чудь, меря?
4. какой уровень развития общества был у славян исходя из этого документа?
5. о какой этнической принадлежности русов можно говорить на основании текста летописи?
6. что вы знаете о "норманской проблеме"? какие фрагменты текста дали основание для ее возникновения?
7. для чего были приглашены варяжские князья?
8. можно ли утверждать, что государственность была принесена варягами?
Что касается достоверности сведений этого документа, стоит отметить, что летописи являются одним из основных источников информации о прошлом. Однако, потенциальная субъективность и предвзятость авторов летописей должна быть учтена при оценке достоверности их содержания.
2. Дата, соответствующая году 6370 (862) по юлианскому летоисчислению, в современном летоисчислении равна 862 году.
3. Варяги - это восточнославянские племена северной Европы, которые занимались рыболовством, торговлей и военными делами. Чудь, в данном контексте, указывает на финское племя, а меря - на племя, населявшее регион Волги и Москвы.
4. Исходя из этого документа, славяне имели свои обычаи, законы и предания. Однако, уровень развития общества, в целом, не указан непосредственно в тексте.
5. На основании текста летописи можно говорить о том, что русы были варягами, так как они называли себя русью, а также сделали приглашение варяжским князьям.
6. "Норманская проблема" - это исторический спор о происхождении русской государственности и вопрос о том, были ли варяги источником государственной организации Руси. Фрагменты текста, которые дали основание для возникновения "норманской проблемы", включают упоминания о варягах-руссах, которые пришли и завладели властью в Руси.
7. Варяжские князья были приглашены для владения, управления и судебной власти над народами Восточно-Славянского племенного союза, которые испытывали внутренние конфликты и не имели единого правительства.
8. Нельзя однозначно утверждать, что государственность была принесена варягами. Текст летописи говорит только о предложении русскими пригласить варяжских князей для установления порядка и власти, но не утверждает, что государственность была полностью создана варягами. Развитие и установление государства было комплексным процессом, и его история не ограничивается одним документом.