Земская и городская реформы. Курс буржуазных преобразований, взятый правительством Александра II, требовал определенных изменений в политической надстройке. Пойти на введение общероссийского представительства самодержавие не решилось. С 1708 г. основной административно-территориальной единицей в России была губерния. Губернии делились на уезды. Некоторые губернии объединялись в генерал-губернаторства. В ходе реформ 1860–1870-х гг. были созданы лишь местные (на уровне губерний и уездов) представительные органы, ведавшие культурно-хозяйственными вопросами и полностью лишенные политических функций.
В 1864 г. новыми органами местного самоуправления стали всесословные выборные учреждения – земства. Выборы в земские распорядительные органы – собрания гласных (депутатов) – проводились на основе имущественного ценза по куриям. Первую курию составляли крупные землевладельцы, вторую – городская буржуазия, владевшая промышленными или торговыми предприятиями, третью – крестьяне. Выборы в третьей курии проходили не прямо, как в первых двух, а были двухступенчатыми. Крестьянская община – "мировой сход" – посылала выборщиков в уезд, а уже уездное собрание избирало депутатов в уездное собрание гласных. Количество депутатов от всех курий было одинаковым. Выборы в губернское земское собрание гласных проводились гласными уездного собрания из расчета один губернский гласный на шесть уездных. Земские собрания гласных являлись распорядительными органами и собирались на сессии один раз в году для обсуждения плана земского хозяйства и утверждения бюджета. Для исполнения решений земских собраний гласных избирались постоянные исполнительные органы – земские управы. Срок полномочий земства равнялся трем годам.
Аналогичной была система выборов в городские думы, утвержденная в 1870 г. Первую курию составляли налогоплательщики, вносившие треть городских налогов (крупная буржуазия), вторую – налогоплательщики, вносившие другую треть (средняя буржуазия), третью курию – остальные жители (кроме наемных рабочих). Распорядительный орган – городская дума – выбирал исполнительный орган – городскую управу во главе с городским головой. Голова утверждался губернатором или министром внутренних дел. Главными задачами земств и городских дум было управление благоустройством, образованием, медицинским обслуживанием.
Губернские земства и городские думы не имели права объединяться во всероссийском масштабе. Правительство опасалось возникновения оппозиции, несмотря на преобладание в органах местного самоуправления дворян. В этом заключалась половинчатость и противоречивость реформы местного управления, которая, создав всесословные выборные местные органы, не дошла до создания всероссийского представительного органа.
Судебная реформа. Одной из наиболее радикальных и последовательных реформ Александра II стала судебная. Новое судопроизводство строилось на принципах бессословности, равенства сторон перед законом, гласности и публичности процесса, несменяемости судей, независимости их от администрации. Вводилась прокуратура как орган судебного надзора и адвокатура как институт, призванный обеспечить защиту и представительство сторон в суде. Процесс стал состязательным и проходил как соревнование защиты, осуществляемой адвокатом (присяжным поверенным), и обвинения, поддерживаемого государственным обвинителем – прокурором. В уголовном разбирательстве в обязательном порядке стало принимать участие жюри присяжных заседателей в количестве 12 человек. Присяжные заседатели назначались по списку, составленному земскими собраниями и городскими думами с учетом имущественного ценза.
По реформе 1864 г. было введено два типа общесословных судов – мировые и общие. Мировые суды рассматривали гражданские и уголовные дела, ущерб по которым не превышал 500 руб. Разбирательство в мировом суде осуществлял единолично мировой судья, избираемый уездным земским собранием и утверждаемый Сенатом. Мировой судья мог быть уволен только по собственному желанию или по суду. Судьи общих судов назначались царем и являлись государственными чиновниками.
Система общих судов состояла из трех инстанций: окружной суд (в губернии), судебная палата (одна на несколько губерний) и Сенат – высшая кассационная инстанция. Окружной суд рассматривал важные гражданские и уголовные дела, судебная палата – наиболее важные уголовные, а также дела о политических преступлениях, если для их разбирательства специально не созывались особые судебные комиссии.
Земская и городская реформы. Курс буржуазных преобразований, взятый правительством Александра II, требовал определенных изменений в политической надстройке. Пойти на введение общероссийского представительства самодержавие не решилось. С 1708 г. основной административно-территориальной единицей в России была губерния. Губернии делились на уезды. Некоторые губернии объединялись в генерал-губернаторства. В ходе реформ 1860–1870-х гг. были созданы лишь местные (на уровне губерний и уездов) представительные органы, ведавшие культурно-хозяйственными вопросами и полностью лишенные политических функций.
В 1864 г. новыми органами местного самоуправления стали всесословные выборные учреждения – земства. Выборы в земские распорядительные органы – собрания гласных (депутатов) – проводились на основе имущественного ценза по куриям. Первую курию составляли крупные землевладельцы, вторую – городская буржуазия, владевшая промышленными или торговыми предприятиями, третью – крестьяне. Выборы в третьей курии проходили не прямо, как в первых двух, а были двухступенчатыми. Крестьянская община – "мировой сход" – посылала выборщиков в уезд, а уже уездное собрание избирало депутатов в уездное собрание гласных. Количество депутатов от всех курий было одинаковым. Выборы в губернское земское собрание гласных проводились гласными уездного собрания из расчета один губернский гласный на шесть уездных. Земские собрания гласных являлись распорядительными органами и собирались на сессии один раз в году для обсуждения плана земского хозяйства и утверждения бюджета. Для исполнения решений земских собраний гласных избирались постоянные исполнительные органы – земские управы. Срок полномочий земства равнялся трем годам.
Аналогичной была система выборов в городские думы, утвержденная в 1870 г. Первую курию составляли налогоплательщики, вносившие треть городских налогов (крупная буржуазия), вторую – налогоплательщики, вносившие другую треть (средняя буржуазия), третью курию – остальные жители (кроме наемных рабочих). Распорядительный орган – городская дума – выбирал исполнительный орган – городскую управу во главе с городским головой. Голова утверждался губернатором или министром внутренних дел. Главными задачами земств и городских дум было управление благоустройством, образованием, медицинским обслуживанием.Губернские земства и городские думы не имели права объединяться во всероссийском масштабе. Правительство опасалось возникновения оппозиции, несмотря на преобладание в органах местного самоуправления дворян. В этом заключалась половинчатость и противоречивость реформы местного управления, которая, создав всесословные выборные местные органы, не дошла до создания всероссийского представительного органа.
Судебная реформа. Одной из наиболее радикальных и последовательных реформ Александра II стала судебная. Новое судопроизводство строилось на принципах бессословности, равенства сторон перед законом, гласности и публичности процесса, несменяемости судей, независимости их от администрации. Вводилась прокуратура как орган судебного надзора и адвокатура как институт, призванный обеспечить защиту и представительство сторон в суде. Процесс стал состязательным и проходил как соревнование защиты, осуществляемой адвокатом (присяжным поверенным), и обвинения, поддерживаемого государственным обвинителем – прокурором. В уголовном разбирательстве в обязательном порядке стало принимать участие жюри присяжных заседателей в количестве 12 человек. Присяжные заседатели назначались по списку, составленному земскими собраниями и городскими думами с учетом имущественного ценза.
По реформе 1864 г. было введено два типа общесословных судов – мировые и общие. Мировые суды рассматривали гражданские и уголовные дела, ущерб по которым не превышал 500 руб. Разбирательство в мировом суде осуществлял единолично мировой судья, избираемый уездным земским собранием и утверждаемый Сенатом. Мировой судья мог быть уволен только по собственному желанию или по суду. Судьи общих судов назначались царем и являлись государственными чиновниками.
Система общих судов состояла из трех инстанций: окружной суд (в губернии), судебная палата (одна на несколько губерний) и Сенат – высшая кассационная инстанция. Окружной суд рассматривал важные гражданские и уголовные дела, судебная палата – наиболее важные уголовные, а также дела о политических преступлениях, если для их разбирательства специально не созывались особые судебные комиссии.