Не раз и не два на протяжении всей средневековой истории церковь становилась вольным или невольным инициатором гонений на евреев. С еврейских погромов в самой Европе начинался Первый крестовый поход. В Испании же антимусульманский пафос последних лет Реконкисты в результате отразился на всех «неверных». Направляющей силой здесь опять стала церковь, а точнее – новая инквизиция.
Многовековая борьба с маврами развитию среди народа Испании религиозного фанатизма, которым с успехом воспользовались водворившиеся здесь доминиканцы. Нехристиан, именно евреев и мавров, было много в местностях, отвоеванных от мавров христианскими королями Пиренейского полуострова. Евреи со своей обособленностью, клановостью, а также большой предприимчивостью давно вызывали раздражение, как среди верхов, так и среди низов общества. Борьба с мусульманами «органично» переплеталась с антисемитизмом. Давление на евреев в Испании все возрастало, принимало агрессивные формы. Относительная терпимость христианской Реконкисты в XIV веке сменилась фанатизмом, сопровождавшимся травлей евреев.
Уже в конце XIV века масса евреев и мавров силою вынуждены были принять христианство, но многие и после того продолжали тайно исповедовать религию отцов.
В ХV веке Испания представляла наиболее благоприятные условия для развития инквизиции. Дело очищения Испании от еретиков и нехристиан стало быстро продвигаться вперед, особенно после 1492 года, когда Торквемаде (душа новой инквизиции в Испании, доминиканец) удалось добиться у католических королей изгнания из Испании всех евреев.
Изгнание евреев, мавров и морисков, составлявших более 3 миллионов населения, и притом самого образованного, трудолюбивого и богатого, повлекло за собою неисчислимые потери для испанского земледелия, промышленности и торговли.
Сейчас многие историки уверены, что изгнав евреев по политическим соображениям, испанские власти сами предопределили экономический и социальный упадок своей страны. Потоки золота из покоренной Америки при явном дефиците среднего класса, предприимчивых людей – ремесленников, финансистов.
Многовековая борьба с маврами развитию среди народа Испании религиозного фанатизма, которым с успехом воспользовались водворившиеся здесь доминиканцы. Нехристиан, именно евреев и мавров, было много в местностях, отвоеванных от мавров христианскими королями Пиренейского полуострова. Евреи со своей обособленностью, клановостью, а также большой предприимчивостью давно вызывали раздражение, как среди верхов, так и среди низов общества. Борьба с мусульманами «органично» переплеталась с антисемитизмом. Давление на евреев в Испании все возрастало, принимало агрессивные формы. Относительная терпимость христианской Реконкисты в XIV веке сменилась фанатизмом, сопровождавшимся травлей евреев.
Уже в конце XIV века масса евреев и мавров силою вынуждены были принять христианство, но многие и после того продолжали тайно исповедовать религию отцов.
В ХV веке Испания представляла наиболее благоприятные условия для развития инквизиции. Дело очищения Испании от еретиков и нехристиан стало быстро продвигаться вперед, особенно после 1492 года, когда Торквемаде (душа новой инквизиции в Испании, доминиканец) удалось добиться у католических королей изгнания из Испании всех евреев.
Изгнание евреев, мавров и морисков, составлявших более 3 миллионов населения, и притом самого образованного, трудолюбивого и богатого, повлекло за собою неисчислимые потери для испанского земледелия, промышленности и торговли.
Сейчас многие историки уверены, что изгнав евреев по политическим соображениям, испанские власти сами предопределили экономический и социальный упадок своей страны. Потоки золота из покоренной Америки при явном дефиците среднего класса, предприимчивых людей – ремесленников, финансистов.