Исторические источники о сарматах. Места расселения сарматских племен
Населяли западные регионы Казахстана в VIII в. до н.э. - V в. н.э.
Название племени «сармат» встречается в трудах древних авторов, начиная с III в. до н.э.
Появление этого названия совпадает с началом интенсивного движения в III-II вв. до н. э. сарматских племен на Северный Кавказ и в Северное Причерноморье.
С VIII в. до н. э., сарматов называли савроматами.
На Арало-Каспии, а также южнее жили племена дахов (дай, даги).
На берегах Каспия жили племена каспиев. В древние времена Каспийское море носило название «Гирканское море», поэтому каспиев иногда называют гиркани.
Памятники расположены по долинам рек, в основном Жайыка (Урал), Илека, Эмбы. В местности Сарыкамыс до поселка Кульсары встречаются глиняные насыпи.
В основном курганы сооружены из песка, камня и смешанной почвы.
Во II в. до н.э. савроматы, постепенно захватывая земли в междуречье Волги и Жайыка, дошли до земель Северного Причерноморья.
О савроматах оставили письменные свидетельства древнегреческие и древнеримские историки Диодор, Плиний Старший, Полибий.
Эти племена связывали культуры Центральной Азии и Причерноморья. Установили связь с Боспорским царством. Совершали походы в страны Передней Азии, на Кавказ и в Парфию.
По мнению Геродота, савроматы говорили на языке, схожем с языком скифов.
Геродот пишет, что сарматы ведут свой род от амазонок, выходивших замуж за скифских юношей. Но степные красавицы так и не смогли до конца овладеть языком своих мужей. «Потому савроматы говорят на скифском языке, но издревле искажённом», - заключает историк.
По словам древнегреческого историка Диодора, сарматы «опустошили значительную часть Скифии и, поголовно истребляя побежденных, обратили большую часть страны в пустыню».
Женщины были равны в правах с мужчинами.
Савроматы были родственны даям, массагетам и исседонам.
По предварительным подсчетам ученых, общая численность сарматов на Южном Урале, в Поволжье и Западном Казахстане составляла:
В III - II вв. до н. э. - 20 тысяч человек;
Во II -1 вв. до н. э. -10 тысяч человек;
В I в. до н.э. -1 в. н. э. - 5-7 тысяч человек.
Резкое уменьшение численности сарматов в I в. до н.э. - I в. н.э. ученые объясняют усилением засушливости климата.
Из записей Геродота и персидского царя Ксеркса мы знаем, что в I тысячелетии до н.э. Арало-Каспийский регион был населен племенами дахов (даев, дагов), саков-массагетов.
Союз даев состоял из нескольких родов и племен.
В 248-247 гг. до н.э. Арсак (Аршак), выходец из дайского племени апарн, завоевал большую часть Парфии (территория современного Ирана) и соседние районы Гиркании, основал здесь династию Аршакидов.
По некоторым современным гипотезам древние даи являются предками адаев - одного из племен Младшего Жуза.
Это предположение небезосновательно:
Названия дай и адай созвучны;
Оба племени исконно обитали на полуострове Мангистау;
Даи, как и сако-массагеты, участвовали в этногенезе казахского народа.
В облике сарматов было больше признаков европейских племен.
Общественный строй
Наличие богатых захоронений говорит о социальном неравенстве.
В условиях первобытнообщинного строя все во общины решались старейшинами и вождями совместно с членами рода.
Во время расцвета военной демократии важнейшие во внутренней и внешней политики рода-племени стали решаться в узком кругу вождей.
В сарматском обществе женщины тоже входили в военное сообщество племени. Доказательством тому могут служить многочисленные находки вооружения в женских погребениях.
В военно-демократическом обществе сарматов активную роль играли женщины.
Геродот сообщал: «сарматские женщины исстари ведут свой образ жизни: они ездят верхом на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят с мужчинами одинаковую одежду. Относительно браков у них соблюдается следующее правило: ни одна девушка не выходит замуж, пока не убьет врага».
В сарматском обществе женщина занимала более высокое положение, чем в аналогичных обществах кочевых племен того времени.
О высокой степени развития социальной и имущественной дифференциации в сарматском обществе свидетельствуют археологические данные.
Таким образом, можно заключить что, общественным устройством сарматов была военная демократия.
Быт сарматов
В жизни и быту сарматов подсобное значение имела охота.
Широкое рас получила верховая охота.
На охоте пользовались луком (обычно луки склеивались рыбьим клеем из двух и более пород дерева) и использовали специально обученных собак.
Посуда делалась из глины и металла. Днища глиняных горшков были глубокими и широкими.
Сарматы широко использовали кожаную посуду - торсыки, саба, конеки, бурдюки и т.п.
О существовании внешней торговли у сарматов свидетельствуют находки стеклянных предметов в курганах Западного Казахстана.
Стеклянные предметы, сарматы получали из восточных стран.
Было широко развито ювелирное искусство.
Хозяйство сарматов
Основной вид хозяйственной деятельности сарматов - кочевое скотоводство.
Исторические источники о сарматах. Места расселения сарматских племен
Населяли западные регионы Казахстана в VIII в. до н.э. - V в. н.э.
Название племени «сармат» встречается в трудах древних авторов, начиная с III в. до н.э.
Появление этого названия совпадает с началом интенсивного движения в III-II вв. до н. э. сарматских племен на Северный Кавказ и в Северное Причерноморье.
С VIII в. до н. э., сарматов называли савроматами.
На Арало-Каспии, а также южнее жили племена дахов (дай, даги).
На берегах Каспия жили племена каспиев. В древние времена Каспийское море носило название «Гирканское море», поэтому каспиев иногда называют гиркани.
Памятники расположены по долинам рек, в основном Жайыка (Урал), Илека, Эмбы. В местности Сарыкамыс до поселка Кульсары встречаются глиняные насыпи.
В основном курганы сооружены из песка, камня и смешанной почвы.
Во II в. до н.э. савроматы, постепенно захватывая земли в междуречье Волги и Жайыка, дошли до земель Северного Причерноморья.
О савроматах оставили письменные свидетельства древнегреческие и древнеримские историки Диодор, Плиний Старший, Полибий.
Эти племена связывали культуры Центральной Азии и Причерноморья. Установили связь с Боспорским царством. Совершали походы в страны Передней Азии, на Кавказ и в Парфию.
По мнению Геродота, савроматы говорили на языке, схожем с языком скифов.
Геродот пишет, что сарматы ведут свой род от амазонок, выходивших замуж за скифских юношей. Но степные красавицы так и не смогли до конца овладеть языком своих мужей. «Потому савроматы говорят на скифском языке, но издревле искажённом», - заключает историк.
По словам древнегреческого историка Диодора, сарматы «опустошили значительную часть Скифии и, поголовно истребляя побежденных, обратили большую часть страны в пустыню».
Женщины были равны в правах с мужчинами.
Савроматы были родственны даям, массагетам и исседонам.
По предварительным подсчетам ученых, общая численность сарматов на Южном Урале, в Поволжье и Западном Казахстане составляла:
В III - II вв. до н. э. - 20 тысяч человек;
Во II -1 вв. до н. э. -10 тысяч человек;
В I в. до н.э. -1 в. н. э. - 5-7 тысяч человек.
Резкое уменьшение численности сарматов в I в. до н.э. - I в. н.э. ученые объясняют усилением засушливости климата.
Из записей Геродота и персидского царя Ксеркса мы знаем, что в I тысячелетии до н.э. Арало-Каспийский регион был населен племенами дахов (даев, дагов), саков-массагетов.
Союз даев состоял из нескольких родов и племен.
В 248-247 гг. до н.э. Арсак (Аршак), выходец из дайского племени апарн, завоевал большую часть Парфии (территория современного Ирана) и соседние районы Гиркании, основал здесь династию Аршакидов.
По некоторым современным гипотезам древние даи являются предками адаев - одного из племен Младшего Жуза.
Это предположение небезосновательно:
Названия дай и адай созвучны;
Оба племени исконно обитали на полуострове Мангистау;
Даи, как и сако-массагеты, участвовали в этногенезе казахского народа.
В облике сарматов было больше признаков европейских племен.
Общественный строй
Наличие богатых захоронений говорит о социальном неравенстве.
В условиях первобытнообщинного строя все во общины решались старейшинами и вождями совместно с членами рода.
Во время расцвета военной демократии важнейшие во внутренней и внешней политики рода-племени стали решаться в узком кругу вождей.
В сарматском обществе женщины тоже входили в военное сообщество племени. Доказательством тому могут служить многочисленные находки вооружения в женских погребениях.
В военно-демократическом обществе сарматов активную роль играли женщины.
Геродот сообщал: «сарматские женщины исстари ведут свой образ жизни: они ездят верхом на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят с мужчинами одинаковую одежду. Относительно браков у них соблюдается следующее правило: ни одна девушка не выходит замуж, пока не убьет врага».
В сарматском обществе женщина занимала более высокое положение, чем в аналогичных обществах кочевых племен того времени.
О высокой степени развития социальной и имущественной дифференциации в сарматском обществе свидетельствуют археологические данные.
Таким образом, можно заключить что, общественным устройством сарматов была военная демократия.
Быт сарматов
В жизни и быту сарматов подсобное значение имела охота.
Широкое рас получила верховая охота.
На охоте пользовались луком (обычно луки склеивались рыбьим клеем из двух и более пород дерева) и использовали специально обученных собак.
Посуда делалась из глины и металла. Днища глиняных горшков были глубокими и широкими.
Сарматы широко использовали кожаную посуду - торсыки, саба, конеки, бурдюки и т.п.
О существовании внешней торговли у сарматов свидетельствуют находки стеклянных предметов в курганах Западного Казахстана.
Стеклянные предметы, сарматы получали из восточных стран.
Было широко развито ювелирное искусство.
Хозяйство сарматов
Основной вид хозяйственной деятельности сарматов - кочевое скотоводство.