1. Рационализм, то есть вера в сипу человеческого разума. Все подчиняется объективным законам, которые могут быть объяснены и познаны человеческим разумом. Существуют законы общественной жизни, их познание ведет к возможности изменять и совершенствовать общество.2. Идея общественного прогресса – от низшего к высшему.3. Теория «естественных прав», присущих всякому человеку с самого его рождения (личная свобода, равенство перед законом, неприкосновенность личности, жилища, частной собственности и т.п.).4. Деистическое понимание мироздания, смысл которого состоял в представлении, что Бог сотворил Землю, но более не вмешивался в ее развитие, следовательно, после акта творения ведущая созидательная роль перешла к человеку – он сам может и должен творить свою судьбу и изменять мир к лучшему.5. Категорический императив в понимании человеческого долга, сформулированный И. Кантом.Таким образом, в философии Просвещения впервые ставится вопрос о ценности человека как личности. Значение и последствия просветительской идеологии трудно переоценить.В политическом плане происходит постепенное переустройство системы государственной власти и управления в ведущих европейских странах, приведшее к появлению феномена «просвещенного абсолютизма» (покровительство развитию национальной экономики, унификация налоговой системы, улучшение положения крестьян, кодификация законов и создание единой правовой системы, веротерпимость, забота о просвещении и науке и т.п.). Возникают первые политические партии («тори» и «виги» в Англии).