в 1798 году он опубликовал свою книгу essay on the principle of population («очерк о законе народонаселения»).
основные последующие сочинения:
«observations on the effects of the corn laws» (1814) — в защиту хлебных законов;
«an inquiry into the nature and progress of rent» (1814) — теория земельной ренты в основных чертах сходная с позднее развитой теорией давида рикардо;
«принципы политической » (1820) — в основном содержит полемику с рикардо и сэем, доказывается возможность общего перепроизводства товаров и даётся объяснение промышленным кризисам.
мальтус был избран одновременно членом королевского общества и членом французской академии (честь, которой удостаивались немногие учёные), стал основателем клуба политической и одним из основателей лондонского статистического общества
объяснение: положения теории
три основных тезиса «очерка о законе народонаселения»:
из-за биологической потребности человека к продолжению рода, численность населения постоянно растет, пока есть для этого источники средств существования.
народонаселение строго ограничено средствами существования.
рост народонаселения может быть остановлен лишь встречными причинами, которые сводятся к нравственному воздержанию или несчастьям (войны, эпидемии, голод).
также мальтус приходит к выводу, что народонаселение растёт в прогрессии, а средства существования — в арифметической. в среднем, каждые 25 лет (время удвоения численности населения в идеальных условиях) это несоответствие приводит к социально- коллапсу ("мальтузианской ловушке"), если нет сдерживающих факторов.
минусы теории с современной точки зрения[9]:
мальтус использовал некорректную миграционную статистику (не учитывает эмигрантов).
мальтус не принимает во внимание механизмы саморегуляции численности человечества, приводящие к демографическому переходу. однако во времена мальтуса это явление наблюдалось только в крупных городах, в которых проживало меньшинство населения, тогда как в настоящее время оно охватило целые континенты (в том числе все без исключения развитые страны).
закон убывающего плодородия почвы. мальтус считал, что ни накопление капитала, ни научно-технический прогресс не компенсируют ограниченность природных ресурсов.
уменьшение требуемой площади сельхозугодий на единицу сельхозпродукции, при увеличении производительности труда: крестьянину для прокорма своей семьи нужно меньше площади, чем охотнику-собирателю, рабочему на комбайне, с технологиями "зеленой революции", требуется меньше трудозатрат и площади на единицу сельхозпродукции, чем крестьянину, ведущему натуральное хозяйство.
вместе с тем, теория мальтуса достаточно корректно описывает закономерности -демографической динамики доиндустриальных обществ.
последователи и развитие
идеи мальтуса оказали мощное позитивное воздействие на развитие биологии[10][11], во-первых, через их влияние на дарвина, а, во-вторых, через развитие на их основе моделей популяционной биологии, начиная с логистической модели ферхюльста.
применительно к человеческому обществу мнение мальтуса о том, что сокращение численности населения ведёт к увеличению среднего дохода на душу населения, повлекло за собой формирование в 1920-x теории оптимальной численности населения, при котором доход на душу населения максимален. однако в настоящее время теория малоприменима в решении реальных социально- , но хороша в аналитике, так как позволяет судить о недо- или перенаселении.
сдерживание роста населения объяснялось естественными препятствиями (война, голод, мор), высокой смертностью; превентивным фактором (аборт, детская смертность), уменьшением темпов рождаемости. проявления «нищеты и порока» предлагалось компенсировать «моральными ограничениями», в числе которых — увеличение возраста вступления в брак, строгие сексуальные воздержания до брака.
идеи мальтуса получили развитие в неомальтузианстве. они были частично использованы карлом хаусхофером в его работах по геополитике и теории «жизненного пространства».
ответ:
в 1798 году он опубликовал свою книгу essay on the principle of population («очерк о законе народонаселения»).
основные последующие сочинения:
«observations on the effects of the corn laws» (1814) — в защиту хлебных законов;
«an inquiry into the nature and progress of rent» (1814) — теория земельной ренты в основных чертах сходная с позднее развитой теорией давида рикардо;
«принципы политической » (1820) — в основном содержит полемику с рикардо и сэем, доказывается возможность общего перепроизводства товаров и даётся объяснение промышленным кризисам.
мальтус был избран одновременно членом королевского общества и членом французской академии (честь, которой удостаивались немногие учёные), стал основателем клуба политической и одним из основателей лондонского статистического общества
объяснение: положения теории
три основных тезиса «очерка о законе народонаселения»:
из-за биологической потребности человека к продолжению рода, численность населения постоянно растет, пока есть для этого источники средств существования.
народонаселение строго ограничено средствами существования.
рост народонаселения может быть остановлен лишь встречными причинами, которые сводятся к нравственному воздержанию или несчастьям (войны, эпидемии, голод).
также мальтус приходит к выводу, что народонаселение растёт в прогрессии, а средства существования — в арифметической. в среднем, каждые 25 лет (время удвоения численности населения в идеальных условиях) это несоответствие приводит к социально- коллапсу ("мальтузианской ловушке"), если нет сдерживающих факторов.
минусы теории с современной точки зрения[9]:
мальтус использовал некорректную миграционную статистику (не учитывает эмигрантов).
мальтус не принимает во внимание механизмы саморегуляции численности человечества, приводящие к демографическому переходу. однако во времена мальтуса это явление наблюдалось только в крупных городах, в которых проживало меньшинство населения, тогда как в настоящее время оно охватило целые континенты (в том числе все без исключения развитые страны).
закон убывающего плодородия почвы. мальтус считал, что ни накопление капитала, ни научно-технический прогресс не компенсируют ограниченность природных ресурсов.
уменьшение требуемой площади сельхозугодий на единицу сельхозпродукции, при увеличении производительности труда: крестьянину для прокорма своей семьи нужно меньше площади, чем охотнику-собирателю, рабочему на комбайне, с технологиями "зеленой революции", требуется меньше трудозатрат и площади на единицу сельхозпродукции, чем крестьянину, ведущему натуральное хозяйство.
вместе с тем, теория мальтуса достаточно корректно описывает закономерности -демографической динамики доиндустриальных обществ.
последователи и развитие
идеи мальтуса оказали мощное позитивное воздействие на развитие биологии[10][11], во-первых, через их влияние на дарвина, а, во-вторых, через развитие на их основе моделей популяционной биологии, начиная с логистической модели ферхюльста.
применительно к человеческому обществу мнение мальтуса о том, что сокращение численности населения ведёт к увеличению среднего дохода на душу населения, повлекло за собой формирование в 1920-x теории оптимальной численности населения, при котором доход на душу населения максимален. однако в настоящее время теория малоприменима в решении реальных социально- , но хороша в аналитике, так как позволяет судить о недо- или перенаселении.
сдерживание роста населения объяснялось естественными препятствиями (война, голод, мор), высокой смертностью; превентивным фактором (аборт, детская смертность), уменьшением темпов рождаемости. проявления «нищеты и порока» предлагалось компенсировать «моральными ограничениями», в числе которых — увеличение возраста вступления в брак, строгие сексуальные воздержания до брака.
идеи мальтуса получили развитие в неомальтузианстве. они были частично использованы карлом хаусхофером в его работах по геополитике и теории «жизненного пространства».