По поручению Президента СССР Комитет Конституционного надзора СССР рассмотрел поправки к Конституции РСФСР и пришел к выводу, что ряд из них противоречил Основному закону СССР. В связи с этим Комитет приостановил действие Конституции РСФСР до ее приведения в соответствие с союзным законодательством. Однако Съезд народных депутатов РСФСР не подчинился решению Комитета, мотивировав это тем, что данное решение не соответствует Конституции СССР. Какой орган власти был прав в данном конфликте?
Приостановка действия Конституции РСФСР Комитетом Конституционного надзора СССР нарушала принципы федерализма и автономии республик, закрепленные в Конституции СССР. Комитет Конституционного надзора СССР, согласно статье 131 Конституции СССР, имел право лишь на рекомендательные функции, но не на отмену или приостановку действия конституционных актов республик.
Съезд народных депутатов РСФСР, как орган законодательной власти РСФСР на тот момент, был правомочен вносить поправки в конституцию республики, а также принимать решения в соответствии с конституционными принципами.
Мотивация Съезда народных депутатов РСФСР, основанная на несоответствии решения Комитета Конституционного надзора СССР Конституции СССР, также является обоснованной. По статье 131 Конституции СССР, первое должностное лицо республики, Президент РСФСР, нес на себе ответственность за соблюдение федерального законодательства в пределах республики. Решение Комитета Конституционного надзора СССР, противоречащее Конституции СССР, основывалось на поправках к Конституции РСФСР, которые не были приведены в соответствие с союзным законодательством.
Таким образом, в данном конфликте Съезд народных депутатов РСФСР был правым органом власти, который действовал в соответствии с Конституцией СССР и защищал принципы федерализма и автономии республик.