Пите назовите первые ереси и подробно опишите

ДарьяТихонюк ДарьяТихонюк    2   13.09.2019 10:00    0

Ответы
golgotha golgotha  07.10.2020 11:36
V. Общественная мысль
XIV-XV вв. были на Руси временем острых религиозных споров. Уже в
70-х гг. XIV в. возникла ересь стригольников в Новгороде и Пскове. Эта
ересь носила рационалистический характер, иными словами пыталась
обосновать вероучение разумными аргументами и отвергнуть догматы, не
выдерживающие критики с позиций разума. Стригольники критиковали нравы
духовенства, "поставление по мзде", то есть плату епископу на посвящение
в сан священнослужителя. Тем самым они фактически отрицали
необходимость церковной иерархии, считая, что священником может быть
каждый образованный и праведный человек. Стригольники отрицали как
непостижимое разуму таинство причастия, во время которого вино и хлеб
"пресуществляются" в кровь и тело Христа.
В 1375 г. новгородские стригольники были казнены.
В XV в. ересь возродилась в среде приходского духовенства в
Новгороде, а оттуда перекинулась в Москву. Она вошла в историю как
новгородско-московская или ересь жидовствующих. Последнее объяснялось
тем, что еретиков обвиняли в приверженности иудаизму, поскольку они не
признавали святости икон и не верили в Святую Троицу. В Москве среди
приверженцев ереси оказались высокопоставленные придворные, например,
видные дипломаты дьяки братья Курицыны. Еретиков поддерживала невестка
Ивана III Елена Стефановна.
Сам Иван III долгое время тоже терпимо относился к ереси. Это
объяснялось сложными отношениями между светской властью и церковью.
Государство было не прочь провести секуляризацию, то есть изъять
обширные земельные владения, накопившиеся у монастырей и церквей в
результате вкладов служилых людей. В самой церкви по этому вопросу
существовали два течения.
Нестяжатели во главе с Нилом Сорским считали, что монахам подобает
кормиться трудами собственных рук, а не чужим трудом. Поэтому они
отказывали церкви в праве владеть деревнями с крестьянами. Их противники
- иосифляне, сторонники игумена Иосифа Волоцкого, настаивали на праве
церкви владеть землями с крестьянами для того, чтобы церковь могла вести
широкую благотворительность. Одновременно нестяжатели сравнительно
терпимо относились к еретикам, полагая, что их надлежит увещевать, как
заблуждающихся, а иосифляне требовали беспощадно казнить еретиков и
считали недопустимым всякое сомнение в вере.
Терпимость Ивана III к ереси объяснялась и тем, что иосифлянское
духовенство стремилось утвердить превосходство церковной власти над
светской. Обоснованию этой идеи была посвящена "Повесть о белом
клобуке", созданная в окружении известного преследователя ереси
новгородского архиепископа Геннадия. Повесть утверждала, что белый
клобук (традиционный головной убор новгородского архиепископа) был
получен от самого папы Сильвестра и потому "честнее" царского венца.
В противовес "Повести о белом клобуке" было создано "Сказание о
князьях владимирских", провозгласившее происхождение великокняжеского
рода от самого Августа-кесаря.
После того, как на церковном соборе 1503 г. Иван III под давлением
иосифлянского большинства духовенства отступился от идеи секуляризации,
он прекратил и поддержку еретиков. В 1504 г. еретики были сожжены по
приговору церковного собора. После этого и отношение иосифлян к вопросу о
соотношении светской и духовной властей изменилось. Если раньше Иосиф
Волоцкий утверждал, что "священство преболе царства", то теперь писал,
что царя следует "почитати, а не сваритися с ним".
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме История