В «злогорькие» годы золотоордынского ига, а затем во время набегов ордынцев и междоусобных войн русских князей сгорело немало рукописей. В некоторых землях летописание на несколько десятилетий прервалось.
И тем не менее количество сохранившихся рукописных книг XV — начала XVI в. значительно больше, чем письменных источников Древней Руси.
Оклад для церковной книги. На окладе — узор из драгоценных камней и жемчуга. Кон. XIV в.
Евангелие. Нач. XVI в.
Для ученых они — важнейший источник знаний о Для каждого из нас — хранители исторической памяти о кладези мудрости и образцы подлинных произведений искусства.
Эти книги рассказывают о событиях, которые происходили, о представлениях людей той эпохи, об окружающем их мире и подвигах героев.
В конце XV в. в Новгороде был впервые переведен на славянский язык полный текст Библии. В XV в. появляются общерусские летописные своды, главной идеей которых стало объединение в борьбе с Ордой.
Развивалась «житийная» литература, дающая примеры древней святости и прославляющая подвиги новых святых заступников Руси. Например, было составлено «Житие святого Сергия Радонежского».
Возникает литература, посвященная драматическим событиям борьбы с Ордой: «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина».
Путешественники по святым местам рассказывали о странах Востока в рукописных «хожениях». «Хожение (путешествие) за три моря» написал тверской купец Афанасий Никитин. Он отправился торговать на Волгу. Немало бед обрушилось на него. В результате всех злоключений Афанасий Никитин попал в Индию. Это произошло в конце XV в., когда жители Московской Руси, да и Западной Европы редко покидали свою деревню, город, а тем более страну.
На Руси неоднократно переписывалась переводная книга греческого автора II—III вв. — «Физиолог». В ней рассказывалось о реальных и фантастических животных, птицах, деревьях. Автор объяснял природные явления с христианской точки зрения. Однако он вводил и сюжеты из античной мифологии. В книге сообщается, например, о кентавре, сирене, птице Фениксе, рассказываются нравоучительные истории.
Рукописные книги интересны не только содержанием. Каждая книга — это своего рода произведение искусства.
Вспомните, как делали книги в XII—XIII вв.?
Спустя два века в книгах также тщательно выводили каждую букву, украшали миниатюрами. Продолжали делать для книг оклады из серебра, золота с драгоценными и полудрагоценными камнями. Книги писали уже не на пергамене, а на бумаге, которую привозили из Италии.
Письменные памятники Московской Руси
В «злогорькие» годы золотоордынского ига, а затем во время набегов ордынцев и междоусобных войн русских князей сгорело немало рукописей. В некоторых землях летописание на несколько десятилетий прервалось.
И тем не менее количество сохранившихся рукописных книг XV — начала XVI в. значительно больше, чем письменных источников Древней Руси.
Оклад для церковной книги. На окладе — узор из драгоценных камней и жемчуга. Кон. XIV в.
Евангелие. Нач. XVI в.
Для ученых они — важнейший источник знаний о Для каждого из нас — хранители исторической памяти о кладези мудрости и образцы подлинных произведений искусства.
Эти книги рассказывают о событиях, которые происходили, о представлениях людей той эпохи, об окружающем их мире и подвигах героев.
В конце XV в. в Новгороде был впервые переведен на славянский язык полный текст Библии. В XV в. появляются общерусские летописные своды, главной идеей которых стало объединение в борьбе с Ордой.
Развивалась «житийная» литература, дающая примеры древней святости и прославляющая подвиги новых святых заступников Руси. Например, было составлено «Житие святого Сергия Радонежского».
Возникает литература, посвященная драматическим событиям борьбы с Ордой: «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина».
Путешественники по святым местам рассказывали о странах Востока в рукописных «хожениях». «Хожение (путешествие) за три моря» написал тверской купец Афанасий Никитин. Он отправился торговать на Волгу. Немало бед обрушилось на него. В результате всех злоключений Афанасий Никитин попал в Индию. Это произошло в конце XV в., когда жители Московской Руси, да и Западной Европы редко покидали свою деревню, город, а тем более страну.
На Руси неоднократно переписывалась переводная книга греческого автора II—III вв. — «Физиолог». В ней рассказывалось о реальных и фантастических животных, птицах, деревьях. Автор объяснял природные явления с христианской точки зрения. Однако он вводил и сюжеты из античной мифологии. В книге сообщается, например, о кентавре, сирене, птице Фениксе, рассказываются нравоучительные истории.
Рукописные книги интересны не только содержанием. Каждая книга — это своего рода произведение искусства.
Вспомните, как делали книги в XII—XIII вв.?
Спустя два века в книгах также тщательно выводили каждую букву, украшали миниатюрами. Продолжали делать для книг оклады из серебра, золота с драгоценными и полудрагоценными камнями. Книги писали уже не на пергамене, а на бумаге, которую привозили из Италии.