Причины переселения. Одно из самых известных событий в истории Казахстана XIX в. — переселение уйгуров и дунган в Семиреченский край.
В XIX в. не раз происходили восстания уйгуров против цинского господства. С кокандского хана ходжи делали попытки восстановления своих наследственных прав в Восточном Туркестане. Двойной экономический гнет ложился на плечи населения. В 1862—1877 гг. в Восточном Туркестане произошли самые обширные по охвату территории восстания дунган и уйгуров.
Петербургский договор 1881 г. для жителей Илийского края предусматривал выбор китайского или русского подданства. Основная масса населения, учитывая 10-летний опыт образцового русского правления, при котором Илийский край развивался успешно, решила переселиться в пределы Российской империи.
Переселение уйгуров и дунган в Семиречье началось осенью 1881 г. и продолжалось до 1884 г. Более чем для 45 000 уйгуров и 5000 дунган, оставивших родные земли, новым местом обитания стал Семиреченский край и Северный Киргизстан.
В Семиречье дунгане и уйгуры поселились рядом с казахами, русскими и украинцами. На территории нынешних Алматинской и Талдыкорганской областей уйгуры организовали 6 волостей: Жаркентская, Аккент- ская, Аксу-Чарынская, Малыбаевская, Кураминская и Карасуская. Поселились они и в других волостях Вер- ненского уезда. Уйгуры, в основном, сосредоточились в удобных для земледелия долинах рек Шелек (Чилик), Талгар, У сен и Шарын. С размещением в крае уйгуров и дунган число оседлых жителей заметно увеличилось. Согласно переписи 1897 г., в Российской империи было около 14 136 дунган и 55 999 уйгуров.
В хозяйстве переселившихся в Семиречье уйгуров и дунган традиционно преобладало земледелие. Скотоводством занимались лишь состоятельные уйгурские баи. Большинство уйгуров и дунган разводило скот в целях обеспечения хозяйств рабочим скотом. Уйгуры держали крупный рогатый скот не только как тягловую силу, но и как источник молочных продуктов. Мелкого скота у уйгуров и дунган было мало. Большинство земель, выделенных им, требовали искусственного орошения. На тютюн (семью) нарезали по 5—10 десятин земли.
Расселение уйгуров и дунган по соседству с русскими и украинскими крестьянами и казахами-егинши (земледельцами) обеспечивало условия для хозяйственного взаимовлияния. Уйгуры и дунгане выращивали разные культуры. Больше половины засеваемых земель приходилось на пшеницу. Сеяли ячмень, просо, овес, рис, масличные культуры (горчица, мак, лен). Доминирующей культурой у дунган стал рис. Большинство дунганских семей занималось садоводством — выращивали персики, новые для Семиречья сорта яблок, груш, слив, винограда. Уйгуры также занимались, кроме садоводства, огородничеством и бахчеводством: разводили баклажаны, редис, красный перец, фасоль, лук, чеснок, морковь, капусту, картофель, арбузы и дыни. Большое впечатление на современников производили ухоженные дунганские огороды.
Бедная часть уйгурских и дунганских переселенцев с своих несложных земледельческих орудий, испытывая неудобства от нехватки рабочей силы, обрабатывала лишь небольшие участки. Такое положение использовали богатые общинники, которые брали земли в аренду и превращались в новых хозяев. Например, богатый уйгур из Жаркентской волости Верненского уезда Вали Ахун Юлдашев сосредоточил в своих руках огромные земельные богатства, взяв в аренду свыше 10 000 десятин земли обедневших или менее состоятельных уйгуров. Ему удалось овладеть водоразделами, что дало большие преимущества. Юлдашев обязывал нести подати общин, наполнять водой все арыки, а дехкане отдавали ему треть или половину урожая. Он соорудил десятки арыков в соседних волостях. В хлебной торговле также оказался монополистом. Бедные дехкане легко попадали в кабалу, так как сами с трудом могли обеспечить поля поливом. Среди уйгуров и дунган была распространена и аренда земли у казахов и крестьян- переселенцев. Льготами правительства пользовалась только знать.
Уйгурские промышленники старались организовать перевозку грузов по р. Или. При поддержке областных правителей они приступили к налаживанию водной торговли до Кульджи. Это стремление имело под собой экономическую основу. Многие уйгурские баи стали вкладывать средства в постройку водяных мельниц, в создание производств по обработке скотоводческого сырья. Поступая в качестве наемных рабочих на эти предприятия, обедневшие уйгуры и дунгане сближались с казахскими и русскими трудящимися.
У уйгурского народа сложилась разнообразная многовековая культура. Достойное продолжение она получила в XIX в. Мусса бен Айса Сайрами создал труд, в котором он попытался обобщить духовный опыт своего народа. Его книга под названием "Двенадцать Мукамов” вышла в 1905 г. в Казани.
Причины переселения. Одно из самых известных событий в истории Казахстана XIX в. — переселение уйгуров и дунган в Семиреченский край.
В XIX в. не раз происходили восстания уйгуров против цинского господства. С кокандского хана ходжи делали попытки восстановления своих наследственных прав в Восточном Туркестане. Двойной экономический гнет ложился на плечи населения. В 1862—1877 гг. в Восточном Туркестане произошли самые обширные по охвату территории восстания дунган и уйгуров.
Петербургский договор 1881 г. для жителей Илийского края предусматривал выбор китайского или русского подданства. Основная масса населения, учитывая 10-летний опыт образцового русского правления, при котором Илийский край развивался успешно, решила переселиться в пределы Российской империи.
Переселение уйгуров и дунган в Семиречье началось осенью 1881 г. и продолжалось до 1884 г. Более чем для 45 000 уйгуров и 5000 дунган, оставивших родные земли, новым местом обитания стал Семиреченский край и Северный Киргизстан.
В Семиречье дунгане и уйгуры поселились рядом с казахами, русскими и украинцами. На территории нынешних Алматинской и Талдыкорганской областей уйгуры организовали 6 волостей: Жаркентская, Аккент- ская, Аксу-Чарынская, Малыбаевская, Кураминская и Карасуская. Поселились они и в других волостях Вер- ненского уезда. Уйгуры, в основном, сосредоточились в удобных для земледелия долинах рек Шелек (Чилик), Талгар, У сен и Шарын. С размещением в крае уйгуров и дунган число оседлых жителей заметно увеличилось. Согласно переписи 1897 г., в Российской империи было около 14 136 дунган и 55 999 уйгуров.
В хозяйстве переселившихся в Семиречье уйгуров и дунган традиционно преобладало земледелие. Скотоводством занимались лишь состоятельные уйгурские баи. Большинство уйгуров и дунган разводило скот в целях обеспечения хозяйств рабочим скотом. Уйгуры держали крупный рогатый скот не только как тягловую силу, но и как источник молочных продуктов. Мелкого скота у уйгуров и дунган было мало. Большинство земель, выделенных им, требовали искусственного орошения. На тютюн (семью) нарезали по 5—10 десятин земли.
Расселение уйгуров и дунган по соседству с русскими и украинскими крестьянами и казахами-егинши (земледельцами) обеспечивало условия для хозяйственного взаимовлияния. Уйгуры и дунгане выращивали разные культуры. Больше половины засеваемых земель приходилось на пшеницу. Сеяли ячмень, просо, овес, рис, масличные культуры (горчица, мак, лен). Доминирующей культурой у дунган стал рис. Большинство дунганских семей занималось садоводством — выращивали персики, новые для Семиречья сорта яблок, груш, слив, винограда. Уйгуры также занимались, кроме садоводства, огородничеством и бахчеводством: разводили баклажаны, редис, красный перец, фасоль, лук, чеснок, морковь, капусту, картофель, арбузы и дыни. Большое впечатление на современников производили ухоженные дунганские огороды.
Бедная часть уйгурских и дунганских переселенцев с своих несложных земледельческих орудий, испытывая неудобства от нехватки рабочей силы, обрабатывала лишь небольшие участки. Такое положение использовали богатые общинники, которые брали земли в аренду и превращались в новых хозяев. Например, богатый уйгур из Жаркентской волости Верненского уезда Вали Ахун Юлдашев сосредоточил в своих руках огромные земельные богатства, взяв в аренду свыше 10 000 десятин земли обедневших или менее состоятельных уйгуров. Ему удалось овладеть водоразделами, что дало большие преимущества. Юлдашев обязывал нести подати общин, наполнять водой все арыки, а дехкане отдавали ему треть или половину урожая. Он соорудил десятки арыков в соседних волостях. В хлебной торговле также оказался монополистом. Бедные дехкане легко попадали в кабалу, так как сами с трудом могли обеспечить поля поливом. Среди уйгуров и дунган была распространена и аренда земли у казахов и крестьян- переселенцев. Льготами правительства пользовалась только знать.
Уйгурские промышленники старались организовать перевозку грузов по р. Или. При поддержке областных правителей они приступили к налаживанию водной торговли до Кульджи. Это стремление имело под собой экономическую основу. Многие уйгурские баи стали вкладывать средства в постройку водяных мельниц, в создание производств по обработке скотоводческого сырья. Поступая в качестве наемных рабочих на эти предприятия, обедневшие уйгуры и дунгане сближались с казахскими и русскими трудящимися.
У уйгурского народа сложилась разнообразная многовековая культура. Достойное продолжение она получила в XIX в. Мусса бен Айса Сайрами создал труд, в котором он попытался обобщить духовный опыт своего народа. Его книга под названием "Двенадцать Мукамов” вышла в 1905 г. в Казани.