В статье анализируются разнообразные причины образования Русского централизованного государства в XIV-XVI вв. Отмечается, что за внешними причинами (рост могущества московских князей, расширение территории Московского княжества, выгодное географическое положение Москвы) скрыты не менее значимые внутренние, в том числе идеологические причины. Последние автор считает первостепенными. Они скачкообразному переходу от формы раннефеодального государства к форме централизованной монархии. Очень рано под влиянием татаро-монгольского ига утратил свое решающее значение в общественной жизни демократический элемент, представленный древнейшим родоплеменным институтом, вечем. Претерпел серьезные изменения и совещательный орган при князе военная дружина, она была упразднена. Наблюдается постепенное «оседание» дружины на землю. Таким образом усилилась власть московских князей. Этому также передача в 1327 г. ярлыка на великое княжение владимирское. Еще одной причиной явилась легитимизация княжеской власти в обществе посредством поддержки со стороны православной церкви. На первых порах московские князья получают поддержку от боярства, которое постоянно укреплялось за счет вхождения в их среду бывших удельных князей. Однако в дальнейшем окрепшее боярство будет представлять серьезную угрозу для авторитарной царской власти. Прочные позиции рядом с православным русским монархом заняло духовенство. Христианство было принято Русью из Византии, и долгое время Русская земля представляла собой одну из епархий, подведомственных константинопольскому патриарху, поэтому из Византии были переняты многие традиции. Для централизации власти большое значение имели новые представления о власти, перенесенные на русскую почву. Так, под властителем следовало понимать одного человека князя, цесаря. Его власть считалась богоустановленной, почему ей и надо было повиноваться. Эта новая идеология получила широкое освещение в оригинальной литературе, а также в многочисленных переводных компиляциях.
В статье анализируются разнообразные причины образования Русского централизованного государства в XIV-XVI вв. Отмечается, что за внешними причинами (рост могущества московских князей, расширение территории Московского княжества, выгодное географическое положение Москвы) скрыты не менее значимые внутренние, в том числе идеологические причины. Последние автор считает первостепенными. Они скачкообразному переходу от формы раннефеодального государства к форме централизованной монархии. Очень рано под влиянием татаро-монгольского ига утратил свое решающее значение в общественной жизни демократический элемент, представленный древнейшим родоплеменным институтом, вечем. Претерпел серьезные изменения и совещательный орган при князе военная дружина, она была упразднена. Наблюдается постепенное «оседание» дружины на землю. Таким образом усилилась власть московских князей. Этому также передача в 1327 г. ярлыка на великое княжение владимирское. Еще одной причиной явилась легитимизация княжеской власти в обществе посредством поддержки со стороны православной церкви. На первых порах московские князья получают поддержку от боярства, которое постоянно укреплялось за счет вхождения в их среду бывших удельных князей. Однако в дальнейшем окрепшее боярство будет представлять серьезную угрозу для авторитарной царской власти. Прочные позиции рядом с православным русским монархом заняло духовенство. Христианство было принято Русью из Византии, и долгое время Русская земля представляла собой одну из епархий, подведомственных константинопольскому патриарху, поэтому из Византии были переняты многие традиции. Для централизации власти большое значение имели новые представления о власти, перенесенные на русскую почву. Так, под властителем следовало понимать одного человека князя, цесаря. Его власть считалась богоустановленной, почему ей и надо было повиноваться. Эта новая идеология получила широкое освещение в оригинальной литературе, а также в многочисленных переводных компиляциях.
Объяснение:
.