И стоит сказать несколько слов о том, что позволило Риму достичь таких впечатляющих результатов: о римском духе, римской армии, римской политике. Во-первых, один из римских принципов – «разделяй и властвуй», что означает — сталкивать между собой врагов, скажем, Ганнибала и эллинистические монархии, Ганнибала и итальянских союзников. Это известная политика – «разделяй и властвуй».
Во-вторых, конечно же, это железная дисциплина. Да, дозволялась гражданам полная свобода на форуме, свода высказываний своих мнений, но в армии гражданин становился легионером, становился воином, а для воинов главное — абсолютный долг, абсолютное повиновение начальнику, суровость. Это многое объясняет в римских успехах.
Мы знаем, что у римлян была совершенная система организации армии (легионы, когорты, конница). Но вот без этого боевого духа, без этой дисциплины, конечно, римлянам не удалось бы стать мировой державой. А высшей вершиной, к которой стремился всякий римлянин, высшим апофеозом в жизни римлянина был триумф.
Дело в том, что вообще армия была строго отделена от политики. Конечно, одни и те же граждане были легионерами и защищали, как они считали, свою землю или захватывали чужую на войне, и участвовали в политике в городе, но при этом армии запрещалось вмешиваться в политические дела, запрещалось вводить войска в Рим и т.д. Военный начальник, глава, избирался на строго определённый период, потом он лишался всех своих полномочий. В истории Рима часты случаи, когда какой-нибудь великий полководец, получив диктаторские полномочия, разбивает противника, а затем отправляется пахать свою землю. Это характерный, типичный римский стиль.
Так вот, военачальник назывался «император» (от слова «империум» – власть). Этот империум (военную власть) запрещалось вносить в город. Военные не должны были демонстрировать свой империум в Риме. А триумф – это единственное исключение. После какой-нибудь особенно победоносной войны римлянин, военачальник удостаивался триумфа. Мы знаем, как это происходило, все примерно это себе представляют: проводили пленных противников, рабов, пленниц, военачальников вражеских в оковах, на колеснице ехал триумфатор в роскошной одежде, соответственно ритуально раскрашенный. Но, и это тоже характерно для Рима, даже этот триумф сочетался вот с чем. В ритуал триумфа входило то, что рядом с триумфатором находился какой-то человек, который тихо нашёптывал ему на ухо: «Помни, что ты всего лишь человек», — то есть: «Не зарывайся, да, триумф триумфом, всё здорово, но ты не бог, ты не господин над Римом». И это тоже очень важно.
Итак, железная дисциплина, блестящая организация армии, абсолютное самопожертвование, воля к победе – вот что позволило римлянам победить. Войны, о которых я только что кратко сказал, перечислил их, дают множество примеров потрясающего, самоотверженного героизма.
Например, в Первой Пунической войне был такой консул — полководец Регул. Он потерпел поражение от карфагенян, попал в плен, и карфагеняне решили послать его в Рим с тем, чтобы он предложил Риму мир на условиях Карфагена. Регул выполнил поручение, он приехал в Рим, дав честное слово, что вернётся в Карфаген обратно. А честное слово римляне очень высоко ставили, они не нарушали никакие договоры. Святость соблюдения договора – это тоже римская черта. Регул прибыл в Рим, передал условия пунийцев (карфагенян), после чего выступил со страстной речью и призывал вести с врагом войну до конца, ни в коем случае не соглашаться на эти переданные через него условия. Сенат отверг эти условия, после чего консул Регул, верный данному слову, вернулся в Карфаген, где и был зверски замучен.
Вот это вот типичные римские доблести: всё ради родины, верность данному слову, суровость, стойкость, непоколебимость. Я уже говорил, что в случае, если римляне терпели поражение (как это было при Каннах), они никогда не заключали мир с противником. Только после победы, поскольку после победы они могли диктовать свои условия. Это тоже характерно.
И стоит сказать несколько слов о том, что позволило Риму достичь таких впечатляющих результатов: о римском духе, римской армии, римской политике. Во-первых, один из римских принципов – «разделяй и властвуй», что означает — сталкивать между собой врагов, скажем, Ганнибала и эллинистические монархии, Ганнибала и итальянских союзников. Это известная политика – «разделяй и властвуй».
Во-вторых, конечно же, это железная дисциплина. Да, дозволялась гражданам полная свобода на форуме, свода высказываний своих мнений, но в армии гражданин становился легионером, становился воином, а для воинов главное — абсолютный долг, абсолютное повиновение начальнику, суровость. Это многое объясняет в римских успехах.
Мы знаем, что у римлян была совершенная система организации армии (легионы, когорты, конница). Но вот без этого боевого духа, без этой дисциплины, конечно, римлянам не удалось бы стать мировой державой. А высшей вершиной, к которой стремился всякий римлянин, высшим апофеозом в жизни римлянина был триумф.
Дело в том, что вообще армия была строго отделена от политики. Конечно, одни и те же граждане были легионерами и защищали, как они считали, свою землю или захватывали чужую на войне, и участвовали в политике в городе, но при этом армии запрещалось вмешиваться в политические дела, запрещалось вводить войска в Рим и т.д. Военный начальник, глава, избирался на строго определённый период, потом он лишался всех своих полномочий. В истории Рима часты случаи, когда какой-нибудь великий полководец, получив диктаторские полномочия, разбивает противника, а затем отправляется пахать свою землю. Это характерный, типичный римский стиль.
Так вот, военачальник назывался «император» (от слова «империум» – власть). Этот империум (военную власть) запрещалось вносить в город. Военные не должны были демонстрировать свой империум в Риме. А триумф – это единственное исключение. После какой-нибудь особенно победоносной войны римлянин, военачальник удостаивался триумфа. Мы знаем, как это происходило, все примерно это себе представляют: проводили пленных противников, рабов, пленниц, военачальников вражеских в оковах, на колеснице ехал триумфатор в роскошной одежде, соответственно ритуально раскрашенный. Но, и это тоже характерно для Рима, даже этот триумф сочетался вот с чем. В ритуал триумфа входило то, что рядом с триумфатором находился какой-то человек, который тихо нашёптывал ему на ухо: «Помни, что ты всего лишь человек», — то есть: «Не зарывайся, да, триумф триумфом, всё здорово, но ты не бог, ты не господин над Римом». И это тоже очень важно.
Итак, железная дисциплина, блестящая организация армии, абсолютное самопожертвование, воля к победе – вот что позволило римлянам победить. Войны, о которых я только что кратко сказал, перечислил их, дают множество примеров потрясающего, самоотверженного героизма.
Например, в Первой Пунической войне был такой консул — полководец Регул. Он потерпел поражение от карфагенян, попал в плен, и карфагеняне решили послать его в Рим с тем, чтобы он предложил Риму мир на условиях Карфагена. Регул выполнил поручение, он приехал в Рим, дав честное слово, что вернётся в Карфаген обратно. А честное слово римляне очень высоко ставили, они не нарушали никакие договоры. Святость соблюдения договора – это тоже римская черта. Регул прибыл в Рим, передал условия пунийцев (карфагенян), после чего выступил со страстной речью и призывал вести с врагом войну до конца, ни в коем случае не соглашаться на эти переданные через него условия. Сенат отверг эти условия, после чего консул Регул, верный данному слову, вернулся в Карфаген, где и был зверски замучен.
Вот это вот типичные римские доблести: всё ради родины, верность данному слову, суровость, стойкость, непоколебимость. Я уже говорил, что в случае, если римляне терпели поражение (как это было при Каннах), они никогда не заключали мир с противником. Только после победы, поскольку после победы они могли диктовать свои условия. Это тоже характерно.
Объяснение: