Отмена крепостного права в первое время привела к замедлению развития промышленности из-за того, что остановились многие заводы, использовавшие прежде труд крепостных крестьян. Однако к концу 1860-х гг. начался промышленный подъем, продолжавшийся вплоть до конца царствования Александра II. Во многом это было связано с финансовой политикой правительства, содействовавшего развитию банков и частного предпринимательства, привлечению иностранного капитала.
Самой быстроразвивающейся отраслью в годы
правления Александра II стало строительство железных дорог, как правило, производившееся частными компаниями по заказу государства. Страну охватила “железнодорожная горячка”, принесшая многим предпринимателям и чиновникам огромные доходы. За 26 лет царствования Александра II протяженность железных дорог в России увеличилась в 11 раз – с 2 до 22 тыс. км. “Железнодорожная горячка” подстегнула развитие других отраслей промышленности – металлургической (Юг России, Урал), машиностроительной и текстильной (Центральная Россия). Значительно выросла численность рабочего класса, пополнявшегося за
счет крестьян, ушедших из деревни.
Произошел переход от мануфактуры к фабрике, от ручного труда к машинному, что означало завершение промышленного переворота.
Положение в сельском хозяйстве было намного сложнее. Крестьяне, не получившие достаточного количества земли при отмене крепостного права, были вынуждены арендовать ее у помещиков на условиях издольщины (уплаты доли собранного урожая) или испольщины (отработки на помещичьем поле). По сути дела, для крестьян это означало сохранение барщины и оброка, только теперь не по принуждению, а в силу экономической необходимости.
Кроме того, крестьяне были обременены уплатой выкупных платежей государству. Это вало развитию товарно-денежных отношений в деревне и имущественному расслоению крестьянства. В его составе выделяются три слоя:
бедняки – крестьяне с низким достатком, как правило, безлошадные: середняки – крестьяне со средним достатком, обрабатывающие землю трудом своей семьи; кулаки – наиболее зажиточные крестьяне, занимавшиеся ростовщичеством (дававшие деньги в долг другим крестьянам) и использовавшие наемный труд.
По мере того как сокращались земельные наделы вместе с ростом численности крестьянства, из наиболее обнищавших бедняков стал складываться слой батраков – наемных сельскохозяйственных рабочих, лишившихся своего участка земли. Часть крестьян от разорения, уходила в города. С другой стороны, развитие хозяйств наиболее зажиточных крестьян также сдерживалось существованием крестьянской общины и регулярными переделами земли. Помещики же, опутанные долгами, не смогли эффективно распорядиться выкупными суммами и предпочитали вести хозяйство прежними методами, используя свое экономическое превосходство над крестьянами.
Таким образом, если российская промышленность в годы Великих реформ бурно развивалась, то сельское хозяйство переживало кризис.
Объяснение:
Отмена крепостного права в первое время привела к замедлению развития промышленности из-за того, что остановились многие заводы, использовавшие прежде труд крепостных крестьян. Однако к концу 1860-х гг. начался промышленный подъем, продолжавшийся вплоть до конца царствования Александра II. Во многом это было связано с финансовой политикой правительства, содействовавшего развитию банков и частного предпринимательства, привлечению иностранного капитала.
Самой быстроразвивающейся отраслью в годы
правления Александра II стало строительство железных дорог, как правило, производившееся частными компаниями по заказу государства. Страну охватила “железнодорожная горячка”, принесшая многим предпринимателям и чиновникам огромные доходы. За 26 лет царствования Александра II протяженность железных дорог в России увеличилась в 11 раз – с 2 до 22 тыс. км. “Железнодорожная горячка” подстегнула развитие других отраслей промышленности – металлургической (Юг России, Урал), машиностроительной и текстильной (Центральная Россия). Значительно выросла численность рабочего класса, пополнявшегося за
счет крестьян, ушедших из деревни.
Произошел переход от мануфактуры к фабрике, от ручного труда к машинному, что означало завершение промышленного переворота.
Положение в сельском хозяйстве было намного сложнее. Крестьяне, не получившие достаточного количества земли при отмене крепостного права, были вынуждены арендовать ее у помещиков на условиях издольщины (уплаты доли собранного урожая) или испольщины (отработки на помещичьем поле). По сути дела, для крестьян это означало сохранение барщины и оброка, только теперь не по принуждению, а в силу экономической необходимости.
Кроме того, крестьяне были обременены уплатой выкупных платежей государству. Это вало развитию товарно-денежных отношений в деревне и имущественному расслоению крестьянства. В его составе выделяются три слоя:
бедняки – крестьяне с низким достатком, как правило, безлошадные: середняки – крестьяне со средним достатком, обрабатывающие землю трудом своей семьи; кулаки – наиболее зажиточные крестьяне, занимавшиеся ростовщичеством (дававшие деньги в долг другим крестьянам) и использовавшие наемный труд.
По мере того как сокращались земельные наделы вместе с ростом численности крестьянства, из наиболее обнищавших бедняков стал складываться слой батраков – наемных сельскохозяйственных рабочих, лишившихся своего участка земли. Часть крестьян от разорения, уходила в города. С другой стороны, развитие хозяйств наиболее зажиточных крестьян также сдерживалось существованием крестьянской общины и регулярными переделами земли. Помещики же, опутанные долгами, не смогли эффективно распорядиться выкупными суммами и предпочитали вести хозяйство прежними методами, используя свое экономическое превосходство над крестьянами.
Таким образом, если российская промышленность в годы Великих реформ бурно развивалась, то сельское хозяйство переживало кризис.