В Исламе мусульманская семья создается на основе законного брака, называемого никах.
Институт брака существует во всех религиях, и в их основе лежат определенные принципы. Без заключения брачного контракта не может быть и речи о нормальной семье. Брак предохраняет человека от беспорядочных связей, венерических заболеваний и различных проблем. Кроме того, брак предупреждает кровосмешение.
2. Благодаря вступлению в брак обеспечивается воспитание членов семьи в желаемом направлении и обретении нравственности.
Согласно принципам Ислама ответственность за это возложена на главу семьи. В Коране Всевышний Аллах повелевает:
«О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни». Сура ат-Тахрим, 66/6.
По этому поводу Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) говорил:
«Каждый из вас является пастырем и каждый из вас несет ответственность за свою паству. Правитель является пастырем (для своих подданных) и несёт ответственность за свою паству, мужчина является пастырем для своей семьи и несёт ответственность за свою паству, женщина является пастырем в доме своего мужа и несёт ответственность за свою паству, слуга является пастырем для имущества своего хозяина и несёт ответственность за свою паству, (итак,) каждый из вас является пастырем и каждый из вас несёт ответственность за свою паству». Бухари
В Исламе людей между собой связывают именно нити имана (веры), и только после идет кровная связь. Поэтому некоторые неверующие члены семьи остаются за пределами понятия семьи. Когда Пророк Нух (алейхиссалям) взмолился Аллаху с его сына от наводнения, Всевышний Аллах изрек:
«О Нух (Ной)! Он – не частица твоей семьи, и такой поступок не является праведным. Не проси Меня о том, чего не ведаешь. Воистину, Я призываю тебя не быть одним из невежд». Сура Худ 11/46
Как видим, сын Нуха был его сыном по крови, но из-за неверия он не был засчитан членом семьи, тогда как Мухаммад (алейхи саляту ва салям) считал членом своей семьи Салмана Фариси – перса по национальности, с которым у него не было никаких родственных связей.
3. Исламская семья зиждется на любви и взаимном уважении родителей и детей.
Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) был очень милосерден к своим детям и членам своей семьи. Он(салляллаху алейхи ва саллям) очень любил детей и все время играл с ними. Хазрат Айша (радыяллаху анха) рассказывала, что как-то к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) пришел один из жителей пустыни и спросил:
– О Расулуллах! Вы целуете детей? А мы никогда не ласкаем и не целуем детей.
Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) ответил:
– Что я могу поделать, если Аллах лишил тебя милосердия и любви. Бухари, Адаб, 22.
Это эпизод свидетельствует, что в Исламе любви и нежности к детям придается огромное значение. Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям), посадив на одно колено Усама бин Зайда, на другое внука Хасана и прижав обоих к груди, взмолился Аллаху:
«Господи! Одари их милостью и счастьем, так как я желаю им добра и удачи!» Бухари, Адаб, 18; Муслим, Фазаил, 64.
Эта молитва Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) показывает его нежность и любовь к детям. Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) категорически запрещал произносить слова проклятий по отношению к детям и призывал желать им только счастья и добра.
Анас (радыяллаху анх) говорил:
«Я прислуживал Мухаммаду (салляллаху алейхи ва саллям.) десять лет. Увидев недостаток в моих поступках, он ни разу не сказал мне: «Лучше бы ты поступил по-другому!»
Женщины в период джахилии (в доисламский период) занимали такое низкое положение на социальной лестнице, что это было сильным оскорблением прекрасной половины. Арабы, опасаясь, что дочери в будущем будут вести аморальный образ жизни, живыми закапывали их в землю. Сердца, окаменевшие и лишенные милосердия, диктовали такие жестокие законы, чтобы оградить себя от безнравственности, которая является следствием невежества. Аллах в суре «ан-Нахль» состояние этих невежд описывает таким образом:
«Когда одному из них объявляют рождение дочери, лицо его омрачается, и он делается печален». Сура Ан-Нахль, 16/58
Женщины-невольницы были объектами оскорблений и насмешек и в то же время игрушками для наслаждений.
С появлением Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) был создан институт правоведения, в котором огромное место уделено правам женщин. Теперь женщина заняла свое достойное место в обществе, где ее возвели на пьедестал почета и окружили уважением и почтением. Самым большим достижением Ислама является институт матерей. Высказыванием Пророка (с.а.в.) «Рай под ногами матерей» женщины удостоились заслуженного внимания.
В древних трактатах и религиозных писаниях немало говорится обособенностях и традициях в мусульманской семье. В своих работах богословы обозначают очень высокий приоритет семьи в исламе для духовного становления человека и для укрепления общества в целом.
Священный Коран определяет создание семьи в мусульманском обществе, как особую ценность и нерушимый договор, которые заповедовал Творец, именем Которого каждый супружеский союз мужчины и женщины в семье освящён. Священным становится их совместный жизненный путь по созданию счастливой семьи.
"И Аллах создал для вас супруг и супругов из среды вашей, и создал для вас через супруг и супругов ваших детей и внуков, и наделил вас благими дарами", - гласит Священный Коран (Св. Коран, 16:72). По заветам Священной Книги, семейные отношения мужа и жены должна выстраиваться на основе любви в семье и согласия. При этом, какое-либо принуждение категорически запрещается: "И если женщина опасается сурового отношения или равнодушия со стороны своего мужа, то не будет грехом для них, если они придут меж собой к согласию и примирению. Ведь согласие - лучше всего..." (Св. Коран, 4:128).
В своих записях исламские богословы описывают развитие отношений понравившихся друг другу юноши и девушки, согласно следующему порядку:
"Юноша должен предпринять первые шаги к знакомству с целью заключения брака. Для этого он должен показать девушке, что он желает жениться на ней и сделать это в открытой или завуалированной форме. Если согласие о создании семьи выражают и юноша и девушка, то в этом случае организуются сватовство и влюблённых это обещание юноши и девушки, в присутствии родственников, о том, что они решили связать себя узами брака. Но не даёт молодым людям права на более близкие отношения. До свадьбы юноша и девушка могут общаться друг с другом только в присутствии их родственников или в общественном месте.
Во время и в период после неё молодой юноша может видеть только те части тела его возлюбленной, которые не являются "ауратом" (к ним относятся лицо и кисти рук). Обнимать, целовать и ласкать друг друга им строжайше запрещено. Ведь до бракосочетания будущие муж и жена остаются ещё чужими людьми". (Аз-Зухали В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т. Т.9, с.6506).
Только в кругу семьи у человека появляется возможность для выражения своей любви и проявления нежности по отношению к близким. Что же означает любовь мужа к жене? Например, проявление любви - это когда мужчина в семье, услышав ночью плачь малыша, встаёт и заботливо укрывает ребёнка, который раскрылся во сне. И не беспокоит спящую жену, давая ей возможность отдохнуть. Семья означает не только радость и удовольствие. Семья - это ежедневный труд во имя любимых и близких. Только при добросовестной взаимной работе супруги могутпознать семейное счастье. Семья - это также возможность для того, чтобы проявить нежность и заботу о своих близких. Это совместное воспитание детей в семье. Первый родившийся ребёнок в семье и каждый последующий - дар Божий, нуждающийся в постоянном внимании и заботе.
Воспитание ребёнка должным образом - это почётная семейная обязанность и большая ответственность для супругов (Св. Коран, 6:151). Учитывая тот факт, что в нашем несовершенном мире 8 млн. бездетных детей, становится ясным, что эта ответственность и право есть далеко не у всех.
Гармония в отношениях родителей и детей, воспитание детей в семье в атмосфере Божественной любви, религиозной морали и духовной нравственности, являются одними из самых главных принципов создания семьи в исламском обществе. Одной изсемейных традиций в исламе, как и в других религиях, важной и обязательной составляющей является почтение, которое дети выражают своим родителям. И это важный признак крепкой и духовно развитой семьи.
"И предписали Мы человеку оказывать добро своим родителям. Мать носит его в утробе с тягостью и родит с болью. И вынашивание его в утробе до отнятия от груди тридцать месяцев составит. Когда же он достигнет крепости мужской, достигнет сорока годов, он говорит: "Владыка мой! Внуши мне быть признательным Тебе за милость, которую родителям моим и мне Ты оказал, чтобы добро, угодное Тебе, я делал! Даруй мне доброе потомство. Поистине, к Тебе я обращён! Поистине, Тебе предался!" (Св. Коран, 46:15).
Институт брака существует во всех религиях, и в их основе лежат определенные принципы. Без заключения брачного контракта не может быть и речи о нормальной семье. Брак предохраняет человека от беспорядочных связей, венерических заболеваний и различных проблем. Кроме того, брак предупреждает кровосмешение.
2. Благодаря вступлению в брак обеспечивается воспитание членов семьи в желаемом направлении и обретении нравственности.
Согласно принципам Ислама ответственность за это возложена на главу семьи. В Коране Всевышний Аллах повелевает:
«О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни». Сура ат-Тахрим, 66/6.
По этому поводу Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) говорил:
«Каждый из вас является пастырем и каждый из вас несет ответственность за свою паству. Правитель является пастырем (для своих подданных) и несёт ответственность за свою паству, мужчина является пастырем для своей семьи и несёт ответственность за свою паству, женщина является пастырем в доме своего мужа и несёт ответственность за свою паству, слуга является пастырем для имущества своего хозяина и несёт ответственность за свою паству, (итак,) каждый из вас является пастырем и каждый из вас несёт ответственность за свою паству». Бухари
В Исламе людей между собой связывают именно нити имана (веры), и только после идет кровная связь. Поэтому некоторые неверующие члены семьи остаются за пределами понятия семьи. Когда Пророк Нух (алейхиссалям) взмолился Аллаху с его сына от наводнения, Всевышний Аллах изрек:
«О Нух (Ной)! Он – не частица твоей семьи, и такой поступок не является праведным. Не проси Меня о том, чего не ведаешь. Воистину, Я призываю тебя не быть одним из невежд». Сура Худ 11/46
Как видим, сын Нуха был его сыном по крови, но из-за неверия он не был засчитан членом семьи, тогда как Мухаммад (алейхи саляту ва салям) считал членом своей семьи Салмана Фариси – перса по национальности, с которым у него не было никаких родственных связей.
3. Исламская семья зиждется на любви и взаимном уважении родителей и детей.
Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) был очень милосерден к своим детям и членам своей семьи. Он(салляллаху алейхи ва саллям) очень любил детей и все время играл с ними. Хазрат Айша (радыяллаху анха) рассказывала, что как-то к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) пришел один из жителей пустыни и спросил:
– О Расулуллах! Вы целуете детей? А мы никогда не ласкаем и не целуем детей.
Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) ответил:
– Что я могу поделать, если Аллах лишил тебя милосердия и любви. Бухари, Адаб, 22.
Это эпизод свидетельствует, что в Исламе любви и нежности к детям придается огромное значение. Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям), посадив на одно колено Усама бин Зайда, на другое внука Хасана и прижав обоих к груди, взмолился Аллаху:
«Господи! Одари их милостью и счастьем, так как я желаю им добра и удачи!» Бухари, Адаб, 18; Муслим, Фазаил, 64.
Эта молитва Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) показывает его нежность и любовь к детям. Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) категорически запрещал произносить слова проклятий по отношению к детям и призывал желать им только счастья и добра.
Анас (радыяллаху анх) говорил:
«Я прислуживал Мухаммаду (салляллаху алейхи ва саллям.) десять лет. Увидев недостаток в моих поступках, он ни разу не сказал мне: «Лучше бы ты поступил по-другому!»
Женщины в период джахилии (в доисламский период) занимали такое низкое положение на социальной лестнице, что это было сильным оскорблением прекрасной половины. Арабы, опасаясь, что дочери в будущем будут вести аморальный образ жизни, живыми закапывали их в землю. Сердца, окаменевшие и лишенные милосердия, диктовали такие жестокие законы, чтобы оградить себя от безнравственности, которая является следствием невежества. Аллах в суре «ан-Нахль» состояние этих невежд описывает таким образом:
«Когда одному из них объявляют рождение дочери, лицо его омрачается, и он делается печален». Сура Ан-Нахль, 16/58
Женщины-невольницы были объектами оскорблений и насмешек и в то же время игрушками для наслаждений.
С появлением Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) был создан институт правоведения, в котором огромное место уделено правам женщин. Теперь женщина заняла свое достойное место в обществе, где ее возвели на пьедестал почета и окружили уважением и почтением. Самым большим достижением Ислама является институт матерей. Высказыванием Пророка (с.а.в.) «Рай под ногами матерей» женщины удостоились заслуженного внимания.
В древних трактатах и религиозных писаниях немало говорится обособенностях и традициях в мусульманской семье. В своих работах богословы обозначают очень высокий приоритет семьи в исламе для духовного становления человека и для укрепления общества в целом.
Священный Коран определяет создание семьи в мусульманском обществе, как особую ценность и нерушимый договор, которые заповедовал Творец, именем Которого каждый супружеский союз мужчины и женщины в семье освящён. Священным становится их совместный жизненный путь по созданию счастливой семьи.
"И Аллах создал для вас супруг и супругов из среды вашей, и создал для вас через супруг и супругов ваших детей и внуков, и наделил вас благими дарами", - гласит Священный Коран (Св. Коран, 16:72).
По заветам Священной Книги, семейные отношения мужа и жены должна выстраиваться на основе любви в семье и согласия. При этом, какое-либо принуждение категорически запрещается: "И если женщина опасается сурового отношения или равнодушия со стороны своего мужа, то не будет грехом для них, если они придут меж собой к согласию и примирению. Ведь согласие - лучше всего..." (Св. Коран, 4:128).
В своих записях исламские богословы описывают развитие отношений понравившихся друг другу юноши и девушки, согласно следующему порядку:
"Юноша должен предпринять первые шаги к знакомству с целью заключения брака. Для этого он должен показать девушке, что он желает жениться на ней и сделать это в открытой или завуалированной форме. Если согласие о создании семьи выражают и юноша и девушка, то в этом случае организуются сватовство и влюблённых это обещание юноши и девушки, в присутствии родственников, о том, что они решили связать себя узами брака. Но не даёт молодым людям права на более близкие отношения. До свадьбы юноша и девушка могут общаться друг с другом только в присутствии их родственников или в общественном месте.
Во время и в период после неё молодой юноша может видеть только те части тела его возлюбленной, которые не являются "ауратом" (к ним относятся лицо и кисти рук). Обнимать, целовать и ласкать друг друга им строжайше запрещено. Ведь до бракосочетания будущие муж и жена остаются ещё чужими людьми". (Аз-Зухали В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т. Т.9, с.6506).
Только в кругу семьи у человека появляется возможность для выражения своей любви и проявления нежности по отношению к близким. Что же означает любовь мужа к жене? Например, проявление любви - это когда мужчина в семье, услышав ночью плачь малыша, встаёт и заботливо укрывает ребёнка, который раскрылся во сне. И не беспокоит спящую жену, давая ей возможность отдохнуть. Семья означает не только радость и удовольствие. Семья - это ежедневный труд во имя любимых и близких. Только при добросовестной взаимной работе супруги могутпознать семейное счастье. Семья - это также возможность для того, чтобы проявить нежность и заботу о своих близких. Это совместное воспитание детей в семье. Первый родившийся ребёнок в семье и каждый последующий - дар Божий, нуждающийся в постоянном внимании и заботе.
Воспитание ребёнка должным образом - это почётная семейная обязанность и большая ответственность для супругов (Св. Коран, 6:151). Учитывая тот факт, что в нашем несовершенном мире 8 млн. бездетных детей, становится ясным, что эта ответственность и право есть далеко не у всех.
Гармония в отношениях родителей и детей, воспитание детей в семье в атмосфере Божественной любви, религиозной морали и духовной нравственности, являются одними из самых главных принципов создания семьи в исламском обществе. Одной изсемейных традиций в исламе, как и в других религиях, важной и обязательной составляющей является почтение, которое дети выражают своим родителям. И это важный признак крепкой и духовно развитой семьи.
"И предписали Мы человеку оказывать добро своим родителям. Мать носит его в утробе с тягостью и родит с болью. И вынашивание его в утробе до отнятия от груди тридцать месяцев составит. Когда же он достигнет крепости мужской, достигнет сорока годов, он говорит: "Владыка мой! Внуши мне быть признательным Тебе за милость, которую родителям моим и мне Ты оказал, чтобы добро, угодное Тебе, я делал! Даруй мне доброе потомство. Поистине, к Тебе я обращён! Поистине, Тебе предался!" (Св. Коран, 46:15).