I.1817 – 1819 гг. – партизанская война горцев носила неорганизованный характер; II.1819 – 1824 гг. – правители Дагестана и Чечни объединили свои силы, боевые действия носят организованный характер; III.1824 – 1828 гг. – появление религиозной идеологии – Мюридизм - религиозно-политическое на основе ислама, сформулированное муллой Курали Магома (“Рай есть под тенью шашки”, газават – священная война против неверных) IV.1828-1833 гг. – возникновение теократического государства у горцев – Имамат (бог + власть), правитель – имам обладал и политической и религиозной властью. V.1834-1859 гг. – правление имама Шамиля, пик сопротивления горцев. В 1859 г. Шамиль сдался в плен в ауле Гуниб; VI.1859-1864 гг. – государство Имамат перестал существовать, постепенное подавление горцев.
II.1819 – 1824 гг. – правители Дагестана и Чечни объединили свои силы, боевые действия носят организованный характер;
III.1824 – 1828 гг. – появление религиозной идеологии – Мюридизм - религиозно-политическое на основе ислама, сформулированное муллой Курали Магома (“Рай есть под тенью шашки”, газават – священная война против неверных)
IV.1828-1833 гг. – возникновение теократического государства у горцев – Имамат (бог + власть), правитель – имам обладал и политической и религиозной властью.
V.1834-1859 гг. – правление имама Шамиля, пик сопротивления горцев. В 1859 г. Шамиль сдался в плен в ауле Гуниб;
VI.1859-1864 гг. – государство Имамат перестал существовать, постепенное подавление горцев.