Ормон-хан Ниязбек-уулу - хан Кыргызского (Кара-Кыргызского) ханства (1842-1854 гг.), манап племени Сарыбагыш [(ист. сев.) манап - представитель верхушки кыргызской феодально-родовой знати, который, не имея личной собственности, жил за счёт управляемого им населения и распоряжался его собственностью], потомок (внук) Эсенгула родился в Иссыккульской долине в 1792 году. Согласно народному преданию, его прадеду Болот-бию было предсказано, что один из его потомков станет монархом, объединит под своей властью всех кыргызов и создаст национальную державу.
Манап Ниязбек назвал своего сына Ормоном, [(кырг.) ормой – быть важно степенным; быть человеком крупного телосложения + он – аффикс имён существительных, образованных от глаголов = степенность, представительность, обстоятельность, серьезность, рассудительность, респектабельность, чинность, солидность, важность, величавость] (К.К.Юдахин. Киргизско-русский словарь. 1985 г.).
C юных лет Ормон умел скакать на лошадях, а когда подрос начал осваивать военное искусство: умение сражаться мечами и копьями. И не было ему равных в одном из древнейших национальных видов спорта – борьбе куреш (к;р;ш).
Ормон твёрдо помнил все советы и наставления, которые давал ему отец, один из первых манапов Ниязбек, и с детских лет был человеком властным и амбициозным (честолюбивым, властолюбивым, самолюбивым, высокомерным, надменным, тщеславным), обладал организаторскими , личной храбростью и уже с 17 лет принимал участие в боях.
Личность Ормон-хана возвысилась на переломе эпох. В возрасте 25 лет он становится одним из предводителей племени Сарыбагыш, его родоправителем (старшим манапом) и организатором всей жизни. Его главной заботой было - служение своему роду, племени, защита их интересов, обеспечение жизнедеятельности и выживания своих подданных в непростых условиях тех времен. Добившись определенного успеха, он с 30 лет более активно включается в управление своим племенем. Его природный ум и дар правителя были оценены многими племенами, слава о нём распространилась за пределы кыргызских земель.
В каждой стране свои лидеры есть
И их в государствах немало
И по заслугам хвала им и честь
И по деяниям слава.
Ормон-хан Ниязбек-уулу - хан Кыргызского (Кара-Кыргызского) ханства (1842-1854 гг.), манап племени Сарыбагыш [(ист. сев.) манап - представитель верхушки кыргызской феодально-родовой знати, который, не имея личной собственности, жил за счёт управляемого им населения и распоряжался его собственностью], потомок (внук) Эсенгула родился в Иссыккульской долине в 1792 году. Согласно народному преданию, его прадеду Болот-бию было предсказано, что один из его потомков станет монархом, объединит под своей властью всех кыргызов и создаст национальную державу.
Манап Ниязбек назвал своего сына Ормоном, [(кырг.) ормой – быть важно степенным; быть человеком крупного телосложения + он – аффикс имён существительных, образованных от глаголов = степенность, представительность, обстоятельность, серьезность, рассудительность, респектабельность, чинность, солидность, важность, величавость] (К.К.Юдахин. Киргизско-русский словарь. 1985 г.).
C юных лет Ормон умел скакать на лошадях, а когда подрос начал осваивать военное искусство: умение сражаться мечами и копьями. И не было ему равных в одном из древнейших национальных видов спорта – борьбе куреш (к;р;ш).
Ормон твёрдо помнил все советы и наставления, которые давал ему отец, один из первых манапов Ниязбек, и с детских лет был человеком властным и амбициозным (честолюбивым, властолюбивым, самолюбивым, высокомерным, надменным, тщеславным), обладал организаторскими , личной храбростью и уже с 17 лет принимал участие в боях.
Личность Ормон-хана возвысилась на переломе эпох. В возрасте 25 лет он становится одним из предводителей племени Сарыбагыш, его родоправителем (старшим манапом) и организатором всей жизни. Его главной заботой было - служение своему роду, племени, защита их интересов, обеспечение жизнедеятельности и выживания своих подданных в непростых условиях тех времен. Добившись определенного успеха, он с 30 лет более активно включается в управление своим племенем. Его природный ум и дар правителя были оценены многими племенами, слава о нём распространилась за пределы кыргызских земель.