В «Сказании о Словене и Русе» есть сказочный сюжет о крокодиле-оборотне, в которого превращался старший сын князя Словена — Волхов. Крокодил обитал в устье Волхова возле Перынского языческого капища и пожирал всех, кто ему не покорялся. Вот как звучит эта легенда: «Старший же сын этого князя Словена Волхов, бесоугодник и чародей, ненавидящий людей, с бесовских ухищрений стал колдовать и принял тогда облик лютого зверя, крокодила, и залег он в той реке Волхов, перегородив путь водный, и непокорных себе стал пожирать, а других хватать и топить. Потому и люди, находившиеся тогда в язычестве, называли того, окаянного, богом, и “громом”, или “Перуном” его нарекли; по-белорусски “гром” значит “ Перун”. Построил тот окаянный чародей для ночных волхвований на собраниях бесовских маленький городок на одном месте, называемом Перыня, где стоял кумир Перуна. А неразумные рассказывают сказки об этом Волхве,так говоря: “Вместо бога сел, Наше же христианское истинное слово, проверенное неложным испытанием, свидетельствует об этом окаянном чародее-волхве, что он был жестоко побит и удавлен бесами в Волхове, и бесовскими чарами окаянными его тело было вынесено и выброшено на берег вверх по той реке Волхову, напротив того колдовского городка, что ныне зовется Перыня. И здесь с неразумными многими слезами погребен был окаянный, с великой тризной языческой, и могилу насыпали над ним очень высокую, как это принято у язычников. И по трех дней там, где совершалась тризна по этому окаянному, провалилась земля и поглотила мерзкое тело крокодила, и могила его стала на дне ада, и до сих пор, как говорят, есть следы этой ямы, ничем не заполняемой...»
Можно только подивиться фантазии монаха-книжника, стремившегося таким образом отвратить православных от пережитков язычества. Кажется очевидным, что никакой реальной основы у этой легенды нет. Крокодилы на Руси никогда не водились, так как физиология этих пресмыкающихся не дает им ни малейшего шанса выжить в условиях русской зимы. Но поразительная вещь! В Псковской летописи читаем: «В лета 7090 (1582). Поставиша город земляной в Новегороде. Того же лета изыдоша крокодили лютии звери из реки и путь затвориша; людей много поедоша. И ужасошася людие и молиша Бога по всей земле. И паки спряташася, а иных избиша». Поскольку летописцы, как правило, придерживались фактов, можно предположить, что в 1582 году в реке Великой действительно появились крокодилы, нападавшие на людей!
Одно из возможных объяснений этого феномена может выглядеть так. Новгородские и псковские купцы регулярно бывали на Ближнем Востоке, посещали берега Нила и неизменно поражались видом крокодилов. Вполне вероятно, что кто-то из купцов решил привезти несколько особей для домашних зоопарков, которые держали многие знатные люди, или для показа на ярмарках. Частные зоопарки не были редкостью, о чем, к примеру, свидетельствует недавняя находка на Рюриковом Городище в слоях XII века черепа обезьяны-макаки транспортировки был отработан многолетней практикой перевозки живых осетров в особых баржах с бортовыми отверстиями, в которые поступала речная вода. Во время перевозки крокодилы могли сбежать и стать причиной переполоха наших предков. А поскольку псковские летописи были хорошо знакомы новгородцам, эта запись породила легенду о крокодиле-оборотне.
Дух Мужчины-Крокодила поднялся на небо, это произошло после его превращения в крокодила. А вот что говорят о крокодиле легенды племени маунг, острова Гоулберн. В местности Унганба, между Сэнди-Крики и заливом Джанкшн, что у северо-западного побережья полуострова Арнемленд, странствовала группа людей племени маунг. Долго ли, скоро ли, подошли они к Инимейарвиламу в устье реки Кинг. Название этого места означает «Он тянул челнок, сделанный из коры дерева». И служит оно напоминанием о людях племени маунг, которые подтягивали там к воде именно такой челнок. А потом переправляли людей через реку, для чего им пришлось сделать несколько рейсов на челноке. Среди собравшихся на берегу был мужчина, которому не терпелось поскорее перебраться на другой берег. Он все просил у старейшины переправить его, но тот ему отказывал. Большинство людей уже было переправлено, а ему всё ещё не разрешали сесть в челнок. Это его очень обидело, и он с грустью подумал: «Превращусь-ка я лучше в гунбирибири – крокодила». Затем он переплыл на другой берег, но все же не стал крокодилом. «Я что-нибудь сделаю для того, чтобы превратиться в настоящего крокодила», - решил он и отправился немного выше по течению реки в Анивунггалаинджун. Там он выкопал из земли несколько корней железного дерева, накалил их на костре, содрал с них кору и топтал её до тех пор, пока она не размягчилась и не стала подобной воску. Тогда он вылепил из этой массы себе нос, длинный и тупой, как у крокодила. А потом нырнул в воду и превратился в настоящего крокодила. В это время переправляли через реку еще одну группу людей на челноке. Крокодил подплыл к ним, перевернул челнок, убил всех людей и съел их. Совершив это злодейство, он всплыл на поверхность и сказал оставшимся в живых: - Запомните! Я поступлю так с каждым, кого поймаю. Я буду убивать и пожирать всех! И крокодил навсегда остался жить в реке. А дух мужчины-Крокодила поднялся в небо и присоединился к Млечному Пути. Там и сейчас видны три звезды, изображающие крокодила, а три другие звезды, большего размера, - это челнок, который крокодил перевернул на реке. Среди людей, которых съел крокодил, были три девушки. Они превратились в три бугра на его затылке. Люди утверждают, что с этих выступов крокодил узнает о надвигающейся опасности. Также очень распространена австралийская легенда о том, как одна девушка, которую украл крокодил и некоторое время сожительствовал с ней, удрала от него, проползла сквозь крохотную дыру в каменном завале и, потеряв все волосы, позже родила от него множество крокодильих яиц, из которых, когда по ним били, сразу выползали многочисленные лягушки. А шерсти они лишены потому, что их мать, преодолевая каменный завал, потеряла все свои волосы.
В «Сказании о Словене и Русе» есть сказочный сюжет о крокодиле-оборотне, в которого превращался старший сын князя Словена — Волхов. Крокодил обитал в устье Волхова возле Перынского языческого капища и пожирал всех, кто ему не покорялся. Вот как звучит эта легенда: «Старший же сын этого князя Словена Волхов, бесоугодник и чародей, ненавидящий людей, с бесовских ухищрений стал колдовать и принял тогда облик лютого зверя, крокодила, и залег он в той реке Волхов, перегородив путь водный, и непокорных себе стал пожирать, а других хватать и топить. Потому и люди, находившиеся тогда в язычестве, называли того, окаянного, богом, и “громом”, или “Перуном” его нарекли; по-белорусски “гром” значит “ Перун”. Построил тот окаянный чародей для ночных волхвований на собраниях бесовских маленький городок на одном месте, называемом Перыня, где стоял кумир Перуна. А неразумные рассказывают сказки об этом Волхве,так говоря: “Вместо бога сел,
Наше же христианское истинное слово, проверенное неложным испытанием, свидетельствует об этом окаянном чародее-волхве, что он был жестоко побит и удавлен бесами в Волхове, и бесовскими чарами окаянными его тело было вынесено и выброшено на берег вверх по той реке Волхову, напротив того колдовского городка, что ныне зовется Перыня. И здесь с неразумными многими слезами погребен был окаянный, с великой тризной языческой, и могилу насыпали над ним очень высокую, как это принято у язычников. И по трех дней там, где совершалась тризна по этому окаянному, провалилась земля и поглотила мерзкое тело крокодила, и могила его стала на дне ада, и до сих пор, как говорят, есть следы этой ямы, ничем не заполняемой...»
Можно только подивиться фантазии монаха-книжника, стремившегося таким образом отвратить православных от пережитков язычества. Кажется очевидным, что никакой реальной основы у этой легенды нет. Крокодилы на Руси никогда не водились, так как физиология этих пресмыкающихся не дает им ни малейшего шанса выжить в условиях русской зимы. Но поразительная вещь! В Псковской летописи читаем: «В лета 7090 (1582). Поставиша город земляной в Новегороде. Того же лета изыдоша крокодили лютии звери из реки и путь затвориша; людей много поедоша. И ужасошася людие и молиша Бога по всей земле. И паки спряташася, а иных избиша». Поскольку летописцы, как правило, придерживались фактов,
можно предположить, что в 1582 году в реке Великой действительно появились крокодилы, нападавшие на людей!
Одно из возможных объяснений этого феномена может выглядеть так. Новгородские и псковские купцы регулярно бывали на Ближнем Востоке, посещали берега Нила и неизменно поражались видом крокодилов. Вполне вероятно, что кто-то из купцов решил привезти несколько особей для домашних зоопарков, которые держали многие знатные люди, или для показа на ярмарках. Частные зоопарки не были редкостью, о чем, к примеру, свидетельствует недавняя находка на Рюриковом Городище в слоях XII века черепа обезьяны-макаки транспортировки был отработан многолетней практикой перевозки живых осетров в особых баржах с бортовыми отверстиями, в которые поступала речная вода. Во время перевозки крокодилы могли сбежать и стать причиной переполоха наших предков. А поскольку псковские летописи были хорошо знакомы новгородцам, эта запись породила легенду о крокодиле-оборотне.
А вот что говорят о крокодиле легенды племени маунг, острова Гоулберн.
В местности Унганба, между Сэнди-Крики и заливом Джанкшн, что у северо-западного побережья полуострова Арнемленд, странствовала группа людей племени маунг.
Долго ли, скоро ли, подошли они к Инимейарвиламу в устье реки Кинг. Название этого места означает «Он тянул челнок, сделанный из коры дерева». И служит оно напоминанием о людях племени маунг, которые подтягивали там к воде именно такой челнок. А потом переправляли людей через реку, для чего им пришлось сделать несколько рейсов на челноке.
Среди собравшихся на берегу был мужчина, которому не терпелось поскорее перебраться на другой берег. Он все просил у старейшины переправить его, но тот ему отказывал. Большинство людей уже было переправлено, а ему всё ещё не разрешали сесть в челнок. Это его очень обидело, и он с грустью подумал: «Превращусь-ка я лучше в гунбирибири – крокодила».
Затем он переплыл на другой берег, но все же не стал крокодилом.
«Я что-нибудь сделаю для того, чтобы превратиться в настоящего крокодила», - решил он и отправился немного выше по течению реки в Анивунггалаинджун. Там он выкопал из земли несколько корней железного дерева, накалил их на костре, содрал с них кору и топтал её до тех пор, пока она не размягчилась и не стала подобной воску. Тогда он вылепил из этой массы себе нос, длинный и тупой, как у крокодила. А потом нырнул в воду и превратился в настоящего крокодила.
В это время переправляли через реку еще одну группу людей на челноке. Крокодил подплыл к ним, перевернул челнок, убил всех людей и съел их.
Совершив это злодейство, он всплыл на поверхность и сказал оставшимся в живых:
- Запомните! Я поступлю так с каждым, кого поймаю. Я буду убивать и пожирать всех!
И крокодил навсегда остался жить в реке.
А дух мужчины-Крокодила поднялся в небо и присоединился к Млечному Пути. Там и сейчас видны три звезды, изображающие крокодила, а три другие звезды, большего размера, - это челнок, который крокодил перевернул на реке.
Среди людей, которых съел крокодил, были три девушки. Они превратились в три бугра на его затылке.
Люди утверждают, что с этих выступов крокодил узнает о надвигающейся опасности.
Также очень распространена австралийская легенда о том, как одна девушка, которую украл крокодил и некоторое время сожительствовал с ней, удрала от него, проползла сквозь крохотную дыру в каменном завале и, потеряв все волосы, позже родила от него множество крокодильих яиц, из которых, когда по ним били, сразу выползали многочисленные лягушки. А шерсти они лишены потому, что их мать, преодолевая каменный завал, потеряла все свои волосы.