после завоевания долины ганга пришедшими с инда племенами ариев часть её первоначального (неиндоевропейского) населения была обращена в рабство, а остальные лишились земель, превратившись в слуг и батраков. из этих чуждых арийским захватчикам туземцев мало- образовалась каста «шудр». слово «шудра» происходит не от санскритского корня. оно, возможно, являлось каким-то местно-индийским племенным обозначением.
арийцы присвоили себе роль высшего по отношению к шудрам сословия. только над ариями производился религиозный обряд возложения священного шнура, который, по учению брахманизма, делал человека «дваждырождённым». но и среди самих арийцев вскоре появилось социальное разделение. по роду жизни и занятий они распались на три касты – брахманов, кшатриев и вайшьев, напоминавших три главных сословия средневекового запада: духовенство, военную аристократию и класс мелких собственников. это общественное расслоение стало появляться у ариев ещё во время жизни на инде.вайшьи, земледельцы и пастухи древней индии, по самому характеру своих занятий, не могли равняться с высшими сословиями опрятностью и были не так хорошо одеты. проводя день в труде, они не имели досуга ни для приобретения брахманской образованности, ни для праздных занятий военного дворянства кшатриев. поэтому вайшьи скоро стали считаться людьми неравноправными жрецам и воинам, людьми иной касты. простолюдины-вайшьи не имели воинственных соседей, которые бы угрожали их имуществу. вайшьям не были нужны меч и стрелы; они спокойно жили с женами и детьми на своем клочке земли, предоставляя военному сословию охранение страны от внешних врагов и от внутренних беспорядков. за делами мира большая часть недавних арийских завоевателей индии скоро отвыкла от оружия и военного искусства.рецы» царя, в стране ганга заменилось новым – брахманы. еще на инде были такие жрецы, – например, васиштха, вишвамитра – о которых народ полагал, что их молитвы и совершаемые ими жертвоприношения имеют силу, и которые поэтому пользовались особенным уважением. выгода всего племени требовала, чтоб их священные песни, их способы совершения обрядов, их учения сохранялись. вернейшим средством к этому было, чтобы наиболее уважаемые жрецы племени передавали свое знание сыновьям или ученикам. так возникли брахманские роды. составляя школы или корпорации, они сохраняли устным преданием молитвы, гимны, священные знания.
сначала у каждого арийского племени был свой брахманский род; например у кошалов – род васиштхи, у ангов – гаутамы. но когда племена, привыкнув жить в мире между собою, соединялись в одно государство, то их жреческие фамилии вступали в товарищество между собой, заимствовали друг у друга молитвы и гимны. вероучения и священные песни разных брахманских школ становились общим достоянием всего товарищества. эти песни и учения, существовавшие сначала только в устном предании, были, после введения письменных знаков, записаны и собраны брахманами. так возникли веды, то есть «знания», сборник священных песен и призываний богов, именуемый ригведой и следующие два сборника жертвенных формул, молитв и богослужебных постановлений, самаведа и яджурведа.
после завоевания долины ганга пришедшими с инда племенами ариев часть её первоначального (неиндоевропейского) населения была обращена в рабство, а остальные лишились земель, превратившись в слуг и батраков. из этих чуждых арийским захватчикам туземцев мало- образовалась каста «шудр». слово «шудра» происходит не от санскритского корня. оно, возможно, являлось каким-то местно-индийским племенным обозначением.
арийцы присвоили себе роль высшего по отношению к шудрам сословия. только над ариями производился религиозный обряд возложения священного шнура, который, по учению брахманизма, делал человека «дваждырождённым». но и среди самих арийцев вскоре появилось социальное разделение. по роду жизни и занятий они распались на три касты – брахманов, кшатриев и вайшьев, напоминавших три главных сословия средневекового запада: духовенство, военную аристократию и класс мелких собственников. это общественное расслоение стало появляться у ариев ещё во время жизни на инде.вайшьи, земледельцы и пастухи древней индии, по самому характеру своих занятий, не могли равняться с высшими сословиями опрятностью и были не так хорошо одеты. проводя день в труде, они не имели досуга ни для приобретения брахманской образованности, ни для праздных занятий военного дворянства кшатриев. поэтому вайшьи скоро стали считаться людьми неравноправными жрецам и воинам, людьми иной касты. простолюдины-вайшьи не имели воинственных соседей, которые бы угрожали их имуществу. вайшьям не были нужны меч и стрелы; они спокойно жили с женами и детьми на своем клочке земли, предоставляя военному сословию охранение страны от внешних врагов и от внутренних беспорядков. за делами мира большая часть недавних арийских завоевателей индии скоро отвыкла от оружия и военного искусства.рецы» царя, в стране ганга заменилось новым – брахманы. еще на инде были такие жрецы, – например, васиштха, вишвамитра – о которых народ полагал, что их молитвы и совершаемые ими жертвоприношения имеют силу, и которые поэтому пользовались особенным уважением. выгода всего племени требовала, чтоб их священные песни, их способы совершения обрядов, их учения сохранялись. вернейшим средством к этому было, чтобы наиболее уважаемые жрецы племени передавали свое знание сыновьям или ученикам. так возникли брахманские роды. составляя школы или корпорации, они сохраняли устным преданием молитвы, гимны, священные знания.
сначала у каждого арийского племени был свой брахманский род; например у кошалов – род васиштхи, у ангов – гаутамы. но когда племена, привыкнув жить в мире между собою, соединялись в одно государство, то их жреческие фамилии вступали в товарищество между собой, заимствовали друг у друга молитвы и гимны. вероучения и священные песни разных брахманских школ становились общим достоянием всего товарищества. эти песни и учения, существовавшие сначала только в устном предании, были, после введения письменных знаков, записаны и собраны брахманами. так возникли веды, то есть «знания», сборник священных песен и призываний богов, именуемый ригведой и следующие два сборника жертвенных формул, молитв и богослужебных постановлений, самаведа и яджурведа.