С первых десятилетий XVIII века Казахское ханство переживало глубокие потрясения, вызванные обострением борьбы с Джунгарией. Эти потрясения поколебали то начало государственности, которое укреплялось политикой Касыма w Хак Назара, Есима й Тауке. После смерти Тауке хана началась целая полоса неудач казахов. Разгром казахского войска в 1717 - 1718 гг., смерть Каиып хана, заменившего Тауке, смерть Булат хана, в годы великого бедствия «1723 - 25 гг.», Только к концу 20-х годов XVII века, когда опасность примирила внутренние междоусобия и направила всех к одному предмету (А.И.Левшин), казахи начали давать отпор джунгарам. Джунгарами принято называть союз западно-монгольских племен в XVI-XVII веках в верховьях Иртыша, предгорьях Алтайских гор. Джунгар в переводе означает «левая рука» и первоначально относилось только к названию одного из главных племен в этом союзе - к чоросам и частично дербетам. В самом же деле в этот союз входили не менее многочисленные племена - торгоуыты и хошоуыты. Тюркские народы Центральной Азии называют эти племена термином «калмак» (отставший, оставшийся), - от этого русское название «калМык» . В китайских источниках их называют «элют», от самоназвания западно-монгольских племен «ойрат» или (дурбен ойрат - союз четырех племен). Усиление джунгаров связано с приходом к власти чоросского правителя Батура, он первый из ойратских вождей принял титул «хун- тайджи». В 1640 году ему в местности Улан урга удалось собрать съезд вождей дурбен и ойратских племен, где было принято так называемое «Степное уложение» (Цааджин бичиг). Главная задача этого сьезда заключалась в том, чтобы дать отпор надвигающейся на Монголию маньчжурско-китайскои волне. Маньчжуры в это время вели завоевание китайских земель и фактически были готовы к созданию новой империи кочевников. Им впоследсвии удалось в Китае создать династию Цинь, которая в конце концов и уничтожила Джунгарское ханство в 1756-1757 гг. Однако, участие в работе съезда торгоуытов, к тому времени уже продвинувшихся к берегам pp. Жаиык и Едиль (Урал и Волга), говорит о том, что на повестке дня были и другие . политические вопросы. Одна из таких пробпем - стратегия взаимоотношения с соседями, в том числе и с казахами . Не зря сразу же после съезда калмыцкой знати в 1640 году участились нападения на восточные пределы Казахского ханства. В 1643 году Жангир хану с трудом удалось остановить натиск джунгаров (Орбулакская Битва). Но все же общие итоги этой кампании были полезны для джунгаров, они овладели восточной частью Семиречья. Активно продвигались джунгары и по северным степям казахов, и уже в 30-40-х годах территория между рекой Иртыш и оз. Балхаш фактически контролировалась джунгарами. В верховьях Иртыша находилась ставка хунтайджи. Торгоуытские правители в это время осваивали низовья р.Волга, вытеснив оттуда ногайские племена В 30-40-х годах крупные контингента калмыцких войск на давали покоя не только казахам, но й русским (в Сибири, под Астраханью и т.д.), башкирам (в районе Уфы). В источниках отмечаются постоянные нападения капмыцких отрядов на Сибирские поселения русских в Тюменском и Тарском уездах. В это время в отдельных пунктах обитания калмыков (по Иртышу, в Каркаралинских горах и т.д.) появились ламаистские храмы. Все больше места в духовной жизни калмыков этого времени занимает ламаизм, отдаляя их от окружающих тюркских кочевников. Реформатором калмыцкой . письменности и активным проповедником религии был великий хошоуыт - Зая-Пандита.
С первых десятилетий XVIII века Казахское ханство переживало глубокие потрясения, вызванные обострением борьбы с Джунгарией. Эти потрясения поколебали то начало государственности, которое укреплялось политикой Касыма w Хак Назара, Есима й Тауке. После смерти Тауке хана началась целая полоса неудач казахов. Разгром казахского войска в 1717 - 1718 гг., смерть Каиып хана, заменившего Тауке, смерть Булат хана, в годы великого бедствия «1723 - 25 гг.», Только к концу 20-х годов XVII века, когда опасность примирила внутренние междоусобия и направила всех к одному предмету (А.И.Левшин), казахи начали давать отпор джунгарам. Джунгарами принято называть союз западно-монгольских племен в XVI-XVII веках в верховьях Иртыша, предгорьях Алтайских гор. Джунгар в переводе означает «левая рука» и первоначально относилось только к названию одного из главных племен в этом союзе - к чоросам и частично дербетам. В самом же деле в этот союз входили не менее многочисленные племена - торгоуыты и хошоуыты. Тюркские народы Центральной Азии называют эти племена термином «калмак» (отставший, оставшийся), - от этого русское название «калМык» . В китайских источниках их называют «элют», от самоназвания западно-монгольских племен «ойрат» или (дурбен ойрат - союз четырех племен). Усиление джунгаров связано с приходом к власти чоросского правителя Батура, он первый из ойратских вождей принял титул «хун- тайджи». В 1640 году ему в местности Улан урга удалось собрать съезд вождей дурбен и ойратских племен, где было принято так называемое «Степное уложение» (Цааджин бичиг). Главная задача этого сьезда заключалась в том, чтобы дать отпор надвигающейся на Монголию маньчжурско-китайскои волне. Маньчжуры в это время вели завоевание китайских земель и фактически были готовы к созданию новой империи кочевников. Им впоследсвии удалось в Китае создать династию Цинь, которая в конце концов и уничтожила Джунгарское ханство в 1756-1757 гг. Однако, участие в работе съезда торгоуытов, к тому времени уже продвинувшихся к берегам pp. Жаиык и Едиль (Урал и Волга), говорит о том, что на повестке дня были и другие . политические вопросы. Одна из таких пробпем - стратегия взаимоотношения с соседями, в том числе и с казахами . Не зря сразу же после съезда калмыцкой знати в 1640 году участились нападения на восточные пределы Казахского ханства. В 1643 году Жангир хану с трудом удалось остановить натиск джунгаров (Орбулакская Битва). Но все же общие итоги этой кампании были полезны для джунгаров, они овладели восточной частью Семиречья. Активно продвигались джунгары и по северным степям казахов, и уже в 30-40-х годах территория между рекой Иртыш и оз. Балхаш фактически контролировалась джунгарами. В верховьях Иртыша находилась ставка хунтайджи. Торгоуытские правители в это время осваивали низовья р.Волга, вытеснив оттуда ногайские племена В 30-40-х годах крупные контингента калмыцких войск на давали покоя не только казахам, но й русским (в Сибири, под Астраханью и т.д.), башкирам (в районе Уфы). В источниках отмечаются постоянные нападения капмыцких отрядов на Сибирские поселения русских в Тюменском и Тарском уездах. В это время в отдельных пунктах обитания калмыков (по Иртышу, в Каркаралинских горах и т.д.) появились ламаистские храмы. Все больше места в духовной жизни калмыков этого времени занимает ламаизм, отдаляя их от окружающих тюркских кочевников. Реформатором калмыцкой . письменности и активным проповедником религии был великий хошоуыт - Зая-Пандита.