в первых десятилетиях xv века в искусстве италии происходит решительный перелом. возникновение мощного очага ренессанса во флоренции повлекло за собой обновление всей итальянской художественной культуры. творчество донателло, мазаччо и их сподвижников знаменует победу ренессансного реализма, существенно отличавшегося от того «реализма деталей», который был характерен для готизирующего искусства позднего треченто. произведения этих мастеров проникнуты идеалами гуманизма. они героизируют и возвеличивают человека, поднимают его над уровнем обыденности.
в своей борьбе с традицией готики художники раннего возрождения искали опору в античности и искусстве проторенессанса. то, что только интуитивно, на ощупь искали мастера проторенессанса, теперь основывается на точных знаниях.
итальянское искусство xv века отличается большой пестротой. различие условий, в которых формируются местные школы, порождает разнообразие художественных течений. новое искусство, победившее в начале xv века в передовой флоренции, далеко не сразу получило признание и распространение в других областях страны. в то время как во флоренции работали брунелесски, мазаччо, донателло, в северной италии еще были живы традиции византийского и готического искусства, лишь постепенно вытесняемые ренессансом.
главным очагом раннего возрождения была флоренция. флорентийская культура первой половины и середины xv века разнообразна и богата. с 1439 года, со времени состоявшегося во флоренции вселенского церковного собора, на который прибыли в сопровождении пышной свиты византийский император иоанн палеолог и константинопольский патриарх, и особенно после падения византии в 1453 году, когда многие бежавшие с востока ученые нашли прибежище во флоренции, город этот становится одним из главных в италии центров изучения греческого языка, а также и философии древней греции. и все же ведущая роль в культурной жизни флоренции первой половины и середины xv века, бесспорно, принадлежала искусству.
в первых десятилетиях xv века в искусстве италии происходит решительный перелом. возникновение мощного очага ренессанса во флоренции повлекло за собой обновление всей итальянской художественной культуры. творчество донателло, мазаччо и их сподвижников знаменует победу ренессансного реализма, существенно отличавшегося от того «реализма деталей», который был характерен для готизирующего искусства позднего треченто. произведения этих мастеров проникнуты идеалами гуманизма. они героизируют и возвеличивают человека, поднимают его над уровнем обыденности.
в своей борьбе с традицией готики художники раннего возрождения искали опору в античности и искусстве проторенессанса. то, что только интуитивно, на ощупь искали мастера проторенессанса, теперь основывается на точных знаниях.
итальянское искусство xv века отличается большой пестротой. различие условий, в которых формируются местные школы, порождает разнообразие художественных течений. новое искусство, победившее в начале xv века в передовой флоренции, далеко не сразу получило признание и распространение в других областях страны. в то время как во флоренции работали брунелесски, мазаччо, донателло, в северной италии еще были живы традиции византийского и готического искусства, лишь постепенно вытесняемые ренессансом.
главным очагом раннего возрождения была флоренция. флорентийская культура первой половины и середины xv века разнообразна и богата. с 1439 года, со времени состоявшегося во флоренции вселенского церковного собора, на который прибыли в сопровождении пышной свиты византийский император иоанн палеолог и константинопольский патриарх, и особенно после падения византии в 1453 году, когда многие бежавшие с востока ученые нашли прибежище во флоренции, город этот становится одним из главных в италии центров изучения греческого языка, а также и философии древней греции. и все же ведущая роль в культурной жизни флоренции первой половины и середины xv века, бесспорно, принадлежала искусству.