Казачество – военное сословие в России в XVIII – начале XX вв., которое стало складываться на южных и юго-восточных окраинах Российского государства из вольнолюбивых крестьян, бежавших от крепостного гнета. По берегам Дона, Волги, Днепра, Терека, Яика (Урала) возникали вольные казачьи общины, которые за короткий срок освоили огромные пространства вплоть до Черного и Каспийского морей, Кавказских гор. Казаки также активно участвовали в продвижении русских землепроходцев в Сибирь и на Дальний Восток.
В XIV-XVII веках вольные люди – городовые и сторожевые казаки – несли службу на российских границах. В XV- начале XVI вв. на Днепре, Дону, Волге, Тереке, Яике возникли самоуправляющиеся общины так называемых вольных казаков (главным образом из беглых крестьян). Это были общины донских, волжских, днепровских (черкасских), гребенских и яицких казаков. В первой половине XVI в. возникает Запорожская Сечь, во второй половине XVI в. – общины терских казаков и служилое сибирское казачество. В середине XVII в. на территории восточной части Украины, отошедшей к России, образовалось Слободское казачество.
Основу хозяйственной жизни казаков вначале составляли промыслы – охота, рыболовство, скотоводство; со второй половины XVII в. стало распространяться земледелие.
За службу государству за каждым казачьим войском закреплялась занятая им земля, которую войско передавало в пользование казачьим станицам.
В Советской России казачьи формирования были упразднены в 1917 г. В 1920 г. казачество было упразднено как сословие, одновременно проводилась политика "расказачивания", сопровождавшаяся репрессиями.
В 1936 г. были сформированы донские кавалерийские казачьи части и соединения, которые в составе Советской Армии сражались в годы Великой Отечественной войны.
Хранителями казачьих обычаев и традиций выступали старики, поэтому почитание стариков в казачестве было безграничным. Проявление непочтительности к старикам расценивалось как предательство казачьих идеалов и сурово наказывалось обществом.
Преклонение перед старшими закреплялось не только обычаями, но и официальными казачьими законами. Старики не занимали официальных должностей в структуре казачьего самоуправления, но они всегда играли большую роль в общественном мнении и оказывали значительное влияние на решения станичных сборов.
Младшие по возрасту никогда не обращались к старикам без предварительного разрешения. Без разрешения стариков не садился даже атаман, а молодежь вообще не имела права садиться в их присутствии. При стариках казаки строевых возрастов, при погонах, стояли по стойке "смирно", не строевых возрастов и без формы – сняв шапки. Распоряжения старших выполнялись беспрекословно. Ко всем старикам, включая и родителей, обращались только на "Вы". Младший, даже после женитьбы, не имел права закурить перед старшим.
В казачьих семьях за столом право первым зачерпнуть из общей миски было за самым старшим в семье. Хлеб нарезал только хозяин дома. Были случаи, когда пожилой старик мог наказать взрослых сыновей, у которых могли быть уже внуки. А если взрослый сын возвышал голос на отца, последний мог подать жалобу станичному сходу.
Почитание старших в казачьем обществе шло наравне с почитанием детей – продолжателей казачьего рода. Дети, вырастая, создав семью, также бережно относились к своему потомству и учили его уважительному отношению к старшим, окружали пожилых вниманием и заботой.
Нарушителей этой традиции наказывали, вплоть до изгнания из казачьих общин и предания анафеме (при этом публичная порка провинившегося являлась легчайшим из наказаний). В традициях казаков порка назначается всего за три провинности: изнасилование, дезертирство и воровство.
Казачество – военное сословие в России в XVIII – начале XX вв., которое стало складываться на южных и юго-восточных окраинах Российского государства из вольнолюбивых крестьян, бежавших от крепостного гнета. По берегам Дона, Волги, Днепра, Терека, Яика (Урала) возникали вольные казачьи общины, которые за короткий срок освоили огромные пространства вплоть до Черного и Каспийского морей, Кавказских гор. Казаки также активно участвовали в продвижении русских землепроходцев в Сибирь и на Дальний Восток.
В XIV-XVII веках вольные люди – городовые и сторожевые казаки – несли службу на российских границах. В XV- начале XVI вв. на Днепре, Дону, Волге, Тереке, Яике возникли самоуправляющиеся общины так называемых вольных казаков (главным образом из беглых крестьян). Это были общины донских, волжских, днепровских (черкасских), гребенских и яицких казаков. В первой половине XVI в. возникает Запорожская Сечь, во второй половине XVI в. – общины терских казаков и служилое сибирское казачество. В середине XVII в. на территории восточной части Украины, отошедшей к России, образовалось Слободское казачество.
Основу хозяйственной жизни казаков вначале составляли промыслы – охота, рыболовство, скотоводство; со второй половины XVII в. стало распространяться земледелие.
За службу государству за каждым казачьим войском закреплялась занятая им земля, которую войско передавало в пользование казачьим станицам.
В Советской России казачьи формирования были упразднены в 1917 г. В 1920 г. казачество было упразднено как сословие, одновременно проводилась политика "расказачивания", сопровождавшаяся репрессиями.
В 1936 г. были сформированы донские кавалерийские казачьи части и соединения, которые в составе Советской Армии сражались в годы Великой Отечественной войны.
Хранителями казачьих обычаев и традиций выступали старики, поэтому почитание стариков в казачестве было безграничным. Проявление непочтительности к старикам расценивалось как предательство казачьих идеалов и сурово наказывалось обществом.
Преклонение перед старшими закреплялось не только обычаями, но и официальными казачьими законами. Старики не занимали официальных должностей в структуре казачьего самоуправления, но они всегда играли большую роль в общественном мнении и оказывали значительное влияние на решения станичных сборов.
Младшие по возрасту никогда не обращались к старикам без предварительного разрешения. Без разрешения стариков не садился даже атаман, а молодежь вообще не имела права садиться в их присутствии. При стариках казаки строевых возрастов, при погонах, стояли по стойке "смирно", не строевых возрастов и без формы – сняв шапки. Распоряжения старших выполнялись беспрекословно. Ко всем старикам, включая и родителей, обращались только на "Вы". Младший, даже после женитьбы, не имел права закурить перед старшим.
В казачьих семьях за столом право первым зачерпнуть из общей миски было за самым старшим в семье. Хлеб нарезал только хозяин дома. Были случаи, когда пожилой старик мог наказать взрослых сыновей, у которых могли быть уже внуки. А если взрослый сын возвышал голос на отца, последний мог подать жалобу станичному сходу.
Почитание старших в казачьем обществе шло наравне с почитанием детей – продолжателей казачьего рода. Дети, вырастая, создав семью, также бережно относились к своему потомству и учили его уважительному отношению к старшим, окружали пожилых вниманием и заботой.
Нарушителей этой традиции наказывали, вплоть до изгнания из казачьих общин и предания анафеме (при этом публичная порка провинившегося являлась легчайшим из наказаний). В традициях казаков порка назначается всего за три провинности: изнасилование, дезертирство и воровство.