Дальнейшее размежевание в революционном лагере, экономический кризис, натиск народного движения, внешнее и внутреннее противодействие революции, восстание крестьян Вандеи поставили республику на край гибели. В результате народного восстания в Париже 31 мая – 2 июня 1793 г. была установлена диктатура монтаньяров, получившая название якобинской диктатуры.
Якобицы предприняли ряд мер, направленных на окончательный подрыв феодальной системы, полностью ликвидировав все уцелевшие сеньориальные права и закрепив за крестьянами землю, которую они обрабатывали. Они установили требуемые санкюлотами твердые цены и максимум заработной платы, провели миллиардный принудительный заем у богатых.
Продолжилось наступление на католическую церковь и введен республиканский календарь. В 1793 г. была принята конституция, в основу которой было положено всеобщее избирательное право, однако введение ее из—за критического положения республики отложили, и в результате оно не состоялось.
Якобинская диктатура продемонстрировала полное отрицание либеральных принципов, явив образец государственного вмешательства в различные сферы жизни общества. Промышленное производство и сельское хозяйство, финансы и торговля, общественные празднества и частная жизнь граждан – все подвергалось строгой регламентации. Однако она не смогла сдержать дальнейшего углубления экономического и социального кризиса. В сентябре 1793 г. Конвент поставил террор на повестку дня. Комитет общественного разослал по всем горячим точкам своих представителей, наделив их неограниченными полномочиями. Страшная машина бывшего депутата Учредительного собрания Гильотена, уже опробованная в деле, заработала бесперебойно. Когда она не справлялась, применялись расстрелы.
Якобинская диктатура опиралась на широкий фронт социальных сил, который сложился в борьбе против роялистской контрреволюции и против жирондистов, – революционную среднюю и мелкую буржуазию, большинство крестьянства и плебейские массы. Ее поддержала сначала также часть крупной буржуазии, которая возвысилась во время и в результате революции и хотела ее прочной победы.
В социально—экономической области якобинская диктатура осуществляла установленное под давлением народных масс регулирование сферы обращения. Вместе с тем якобинское правительство отвергало радикальные уравнительные требования плебейства и крестьянской бедноты.
Якобинская диктатура явилась новым этапом во взаимоотношениях революции и церкви. Борьба против церкви начала перерастать в действия против самой католической религии. Насильственное упразднение католического культа не могло получить поддержку народа. 6 декабря 1793 г. Конвент по настоянию Робеспьера подтвердил свободу культов и запретил несовместимые с ней «насилия и угрозы».
Но борьба с общими врагами, сплотившая вокруг якобинцев различные общественные силы, близилась к завершению. В этих условиях обострились противоречия и борьба внутри самого якобинского блока.
Внутри якобинского блока оформилось несколько лагерей. Это руководящее ядро правящей якобинской партии – робеспьеристы, осенью—зимой 1793 г. среди якобинцев оформилось течение «снисходительных», или умеренных. Лидером этого течения стал Жорж Дантон. «Снисходительные» стремились к смягчению и скорейшей отмене режима революционной диктатуры. Против «снисходительных» выступали «крайние» революционеры, которые добивались строгого соблюдения законов, дальнейших уравнительных мер, усиления террора. Эти лагеря все более ожесточенно сталкивались по главным вопросам политики. Борьба достигла критической точки весной 1794 г.
Дальнейшее размежевание в революционном лагере, экономический кризис, натиск народного движения, внешнее и внутреннее противодействие революции, восстание крестьян Вандеи поставили республику на край гибели. В результате народного восстания в Париже 31 мая – 2 июня 1793 г. была установлена диктатура монтаньяров, получившая название якобинской диктатуры.
Якобицы предприняли ряд мер, направленных на окончательный подрыв феодальной системы, полностью ликвидировав все уцелевшие сеньориальные права и закрепив за крестьянами землю, которую они обрабатывали. Они установили требуемые санкюлотами твердые цены и максимум заработной платы, провели миллиардный принудительный заем у богатых.
Продолжилось наступление на католическую церковь и введен республиканский календарь. В 1793 г. была принята конституция, в основу которой было положено всеобщее избирательное право, однако введение ее из—за критического положения республики отложили, и в результате оно не состоялось.
Якобинская диктатура продемонстрировала полное отрицание либеральных принципов, явив образец государственного вмешательства в различные сферы жизни общества. Промышленное производство и сельское хозяйство, финансы и торговля, общественные празднества и частная жизнь граждан – все подвергалось строгой регламентации. Однако она не смогла сдержать дальнейшего углубления экономического и социального кризиса. В сентябре 1793 г. Конвент поставил террор на повестку дня. Комитет общественного разослал по всем горячим точкам своих представителей, наделив их неограниченными полномочиями. Страшная машина бывшего депутата Учредительного собрания Гильотена, уже опробованная в деле, заработала бесперебойно. Когда она не справлялась, применялись расстрелы.
Якобинская диктатура опиралась на широкий фронт социальных сил, который сложился в борьбе против роялистской контрреволюции и против жирондистов, – революционную среднюю и мелкую буржуазию, большинство крестьянства и плебейские массы. Ее поддержала сначала также часть крупной буржуазии, которая возвысилась во время и в результате революции и хотела ее прочной победы.
В социально—экономической области якобинская диктатура осуществляла установленное под давлением народных масс регулирование сферы обращения. Вместе с тем якобинское правительство отвергало радикальные уравнительные требования плебейства и крестьянской бедноты.
Якобинская диктатура явилась новым этапом во взаимоотношениях революции и церкви. Борьба против церкви начала перерастать в действия против самой католической религии. Насильственное упразднение католического культа не могло получить поддержку народа. 6 декабря 1793 г. Конвент по настоянию Робеспьера подтвердил свободу культов и запретил несовместимые с ней «насилия и угрозы».
Но борьба с общими врагами, сплотившая вокруг якобинцев различные общественные силы, близилась к завершению. В этих условиях обострились противоречия и борьба внутри самого якобинского блока.
Внутри якобинского блока оформилось несколько лагерей. Это руководящее ядро правящей якобинской партии – робеспьеристы, осенью—зимой 1793 г. среди якобинцев оформилось течение «снисходительных», или умеренных. Лидером этого течения стал Жорж Дантон. «Снисходительные» стремились к смягчению и скорейшей отмене режима революционной диктатуры. Против «снисходительных» выступали «крайние» революционеры, которые добивались строгого соблюдения законов, дальнейших уравнительных мер, усиления террора. Эти лагеря все более ожесточенно сталкивались по главным вопросам политики. Борьба достигла критической точки весной 1794 г.