В результате нашествия особенно пострадали города (из 74 городов Руси XIII в. 49 были разрушены, многие ремесленники уведены в рабство) . Это подорвало городские ремесла, затормозило и деформировало развитие товарно-денежных отношений. В итоге русский город не стал центром прогресса, он не смог противостоять феодализму и деспотической власти, складывающимся на Руси. В средневековой же Европе «воздух города делал человека свободным» .
Разорение городов, обеднение населения, сбор дани и утечка серебра в Орду, усиливали натурализацию хозяйства, консервировали патриархальность русской деревни.
Кроме городов наибольший урон понесли князья и дружинники, т. е. светские феодалы, владеющие своими селами. Это привело к возрождению государственного феодализма, который был менее эффективен, чем частновладельческий. В дальнейшем возрождающееся боярство оказалось в большей зависимости от своих князей, чем в эпоху домонгольской Руси. Бояре не могли также свободно распоряжаться своими владениями, превращались из соратников князя в его подданных. Этому и пример Орды с деспотической властью хана, стремившегося превратить русских князей в «служебников» и всячески унижавшего их человеческое достоинство. Князья же распространили этот тип отношений на своих бояр, а те — на своих приближенных.
Нашествие и установившееся затем ордынское иго повлияли и на развитие русской государственности. Продолжался процесс деления русских земель на Северо-Востоке. Усилились разжигаемые Ордой межкняжеские распри, произошло отчуждение Южной и Юго-Западной Руси, оказавшихся в XIV в. в составе Великого княжества Литовского и Польши.
Главное же заключалось в том, что иго усилило проявление деспотической тенденции и формированию русского самодержавия.
В результате нашествия пострадали и были разрушены многие памятники духовной и материальной культуры.
В целом, превращение Руси в улус Золотой Орды привело к тому, что Русь оказалась под влиянием даже не восточной цивилизации, а восточного варианта варварства, что сказалось на всех сторонах ее жизни, привело к огрублению нравов и быта, к изоляции и общему падению уровня культуры.
Важнейшие выводы:
В результате упорного сопротивления Русь сохранила свою государственность и культуру.
Последствия нашествия и ига негативно повлияли на дальнейшее развитие русского общества, замедлив одни процессы и деформировав другие.
Но благодаря героическому сопротивлению русского народа была западная цивилизация.
Объяснение:
ПОСЛЕДСТВИЯ МОНГОЛО-ТАТАРСКОГО НАШЕСТВИЯ НА РУСЬ
В результате нашествия особенно пострадали города (из 74 городов Руси XIII в. 49 были разрушены, многие ремесленники уведены в рабство) . Это подорвало городские ремесла, затормозило и деформировало развитие товарно-денежных отношений. В итоге русский город не стал центром прогресса, он не смог противостоять феодализму и деспотической власти, складывающимся на Руси. В средневековой же Европе «воздух города делал человека свободным» .
Разорение городов, обеднение населения, сбор дани и утечка серебра в Орду, усиливали натурализацию хозяйства, консервировали патриархальность русской деревни.
Кроме городов наибольший урон понесли князья и дружинники, т. е. светские феодалы, владеющие своими селами. Это привело к возрождению государственного феодализма, который был менее эффективен, чем частновладельческий. В дальнейшем возрождающееся боярство оказалось в большей зависимости от своих князей, чем в эпоху домонгольской Руси. Бояре не могли также свободно распоряжаться своими владениями, превращались из соратников князя в его подданных. Этому и пример Орды с деспотической властью хана, стремившегося превратить русских князей в «служебников» и всячески унижавшего их человеческое достоинство. Князья же распространили этот тип отношений на своих бояр, а те — на своих приближенных.
Нашествие и установившееся затем ордынское иго повлияли и на развитие русской государственности. Продолжался процесс деления русских земель на Северо-Востоке. Усилились разжигаемые Ордой межкняжеские распри, произошло отчуждение Южной и Юго-Западной Руси, оказавшихся в XIV в. в составе Великого княжества Литовского и Польши.
Главное же заключалось в том, что иго усилило проявление деспотической тенденции и формированию русского самодержавия.
В результате нашествия пострадали и были разрушены многие памятники духовной и материальной культуры.
В целом, превращение Руси в улус Золотой Орды привело к тому, что Русь оказалась под влиянием даже не восточной цивилизации, а восточного варианта варварства, что сказалось на всех сторонах ее жизни, привело к огрублению нравов и быта, к изоляции и общему падению уровня культуры.
Важнейшие выводы:
В результате упорного сопротивления Русь сохранила свою государственность и культуру.
Последствия нашествия и ига негативно повлияли на дальнейшее развитие русского общества, замедлив одни процессы и деформировав другие.
Но благодаря героическому сопротивлению русского народа была западная цивилизация.