Верховный правитель государства — богдыхан (император) — считался сыном Неба. Его личность являлась священной. Простой народ не мог видеть его лица, на это налагался строгий запрет.
Так, когда император покидал дворец в Пекине и переезжал в летнюю резиденцию, чтобы никто не увидел его лица, все окна в домах плотно закрывали. Произносить вслух или писать на бумаге настоящее имя императора запрещалось. Народ называл его тем именем, которое он сам устанавливал. Верховной законной структурой Цинской империи являлись Административный и Военный советы. На государственную службу в первую очередь привлекались маньчжуры, а затем — преданные им китайцы и часть монголов.
Государственное устройство Цинской империи строилось на примере учреждений и отраслевых управленческих органов, сформировавшихся при правлении династии Мин.
Вся китайская земля делилась по административному принципу на 18 провинций. Ими управляли правители, назначенные императором. Согласно конфуцианской традиции, на государственную службу принимались люди с научными званиями. Их называли шэньши. Для получения звания шэньши нужно было сдать государственный экзамен; при правлении маньчжуров увеличилось число маньчжурских феодалов, покупавших экзамены за деньги.
Согласно закону, принятому правителями Цин, государство маньчжуров имело свои особенности. Все привилегии и излишества, в том числе правовые, имели только маньчжуры. Порабощенные китайцы и представители других наций находились в зависимом положении.
Свободных китайцев, стоявших на ступень ниже после маньчжуров, разделили на четыре сословия: ученые (шэньши), земледельцы, ремесленники и торговцы. Среди них по численности преобладали китайские земледельцы, как простые крестьяне, так и крупные землевладельцы. На низшей ступени стояли бедняки, к ним относились артисты, простые служащие, слуги. Представители этой группы никогда не допускались к сдаче государственного экзамена, так как не имели права состоять на государственной службе. После захвата маньчжурами Китая они стали хозяевами самых больших и плодородных земель в государстве. К середине XVIII в. в собственности императора Цин находилось 70 земельных хозяйств, площадью 13 тыс. цин (1 цин = 6 гектаров).
С владений китайских феодалов собирался налог. Положение частных мелких землевладельцев было крайне тяжелым. Они платили многие виды налогов. Большую часть населения государства составляли крестьяне. В XVII—XVIII вв. в государстве Цин расширилось крупное землевладение. Не выдерживавшие огромных налогов крестьяне продавали свои земли и нанимались к феодалам. Наряду с земледелием они занимались ремеслами, кузнечным и ткацким делом, изготовляли ювелирные изделия. Ткацкая продукция китайских крестьян продавалась не только внутри страны, но и за рубежом. К крупным ткацким центрам Китая того времени относятся города Нанкин, Сучжоу, Ханчжоу, Шанхай и др. Выпускавшиеся в этих городах шелковые и хлопчатобумажные изделия ценились во всем мире.
Из китайских ремесел особое распространение получило производство фарфора. Изделия из китайского фарфора распространились по всему миру. Вместе с тем в Китае развивалась и горнорудная промышленность, добывавшая медь, железо и другие металлы.
Ремесленники объединялись в крупные и мелкие организации. Начали создаваться государственные мануфактуры. Сферой их деятельности была горнорудная промышленность, а также производство оружия. В казенных ремесленных мастерских и мануфактурах работали наемные ремесленники.
В XVII—XVIII вв. китайское аграрное устройство основывалось на натуральном хозяйстве и характеризовалось совмещением домашнего ремесленного производства с земледелием.
Верховный правитель государства — богдыхан (император) — считался сыном Неба. Его личность являлась священной. Простой народ не мог видеть его лица, на это налагался строгий запрет.
Так, когда император покидал дворец в Пекине и переезжал в летнюю резиденцию, чтобы никто не увидел его лица, все окна в домах плотно закрывали. Произносить вслух или писать на бумаге настоящее имя императора запрещалось. Народ называл его тем именем, которое он сам устанавливал. Верховной законной структурой Цинской империи являлись Административный и Военный советы. На государственную службу в первую очередь привлекались маньчжуры, а затем — преданные им китайцы и часть монголов.
Государственное устройство Цинской империи строилось на примере учреждений и отраслевых управленческих органов, сформировавшихся при правлении династии Мин.
Вся китайская земля делилась по административному принципу на 18 провинций. Ими управляли правители, назначенные императором. Согласно конфуцианской традиции, на государственную службу принимались люди с научными званиями. Их называли шэньши. Для получения звания шэньши нужно было сдать государственный экзамен; при правлении маньчжуров увеличилось число маньчжурских феодалов, покупавших экзамены за деньги.
Согласно закону, принятому правителями Цин, государство маньчжуров имело свои особенности. Все привилегии и излишества, в том числе правовые, имели только маньчжуры. Порабощенные китайцы и представители других наций находились в зависимом положении.
Свободных китайцев, стоявших на ступень ниже после маньчжуров, разделили на четыре сословия: ученые (шэньши), земледельцы, ремесленники и торговцы. Среди них по численности преобладали китайские земледельцы, как простые крестьяне, так и крупные землевладельцы. На низшей ступени стояли бедняки, к ним относились артисты, простые служащие, слуги. Представители этой группы никогда не допускались к сдаче государственного экзамена, так как не имели права состоять на государственной службе. После захвата маньчжурами Китая они стали хозяевами самых больших и плодородных земель в государстве. К середине XVIII в. в собственности императора Цин находилось 70 земельных хозяйств, площадью 13 тыс. цин (1 цин = 6 гектаров).
С владений китайских феодалов собирался налог. Положение частных мелких землевладельцев было крайне тяжелым. Они платили многие виды налогов. Большую часть населения государства составляли крестьяне. В XVII—XVIII вв. в государстве Цин расширилось крупное землевладение. Не выдерживавшие огромных налогов крестьяне продавали свои земли и нанимались к феодалам. Наряду с земледелием они занимались ремеслами, кузнечным и ткацким делом, изготовляли ювелирные изделия. Ткацкая продукция китайских крестьян продавалась не только внутри страны, но и за рубежом. К крупным ткацким центрам Китая того времени относятся города Нанкин, Сучжоу, Ханчжоу, Шанхай и др. Выпускавшиеся в этих городах шелковые и хлопчатобумажные изделия ценились во всем мире.
Из китайских ремесел особое распространение получило производство фарфора. Изделия из китайского фарфора распространились по всему миру. Вместе с тем в Китае развивалась и горнорудная промышленность, добывавшая медь, железо и другие металлы.
Ремесленники объединялись в крупные и мелкие организации. Начали создаваться государственные мануфактуры. Сферой их деятельности была горнорудная промышленность, а также производство оружия. В казенных ремесленных мастерских и мануфактурах работали наемные ремесленники.
В XVII—XVIII вв. китайское аграрное устройство основывалось на натуральном хозяйстве и характеризовалось совмещением домашнего ремесленного производства с земледелием.
Объяснение: