В работе выявлена динамика функций восточнославянского язычества в духовной культуре России. Так, мировоззренческая функция, целиком выполнявшаяся славянским язычеством, ослабевает с утверждением христианства, сохраняя влияние в непосредственной среде обитания и сужаясь за ней, одновременно происходит частичное слияние христианского и языческого мировоззрения. Далее мировоззренческая роль славянского язычества, как и христианства, ослабляется с усилением светского характера культуры и распространением научных знаний. Исключительно важным оставалось место славянского язычества в сферах календарной обрядности, аграрного цикла, свадебной и погребальной обрядности, народной медицины, народного искусства, примет и предсказаний будущего. Здесь его роль остается значительной во все времена после принятия христианства и вплоть до наших дней, особенно часто проявляясь в неосознанной форме в обыденном сознании. Язычество утратило определяющую роль в сфере права, а также в сферах национального самосознания и экологии, ставших особенно актуальными в настоящее время. Язычество как мифологическое (донаучное) знание и как сфера эстетики, искусства сохранялась в скрытой и открытой формах в народной среде, иногда проявляясь (например, как художественный образ) и в светской культуре.
Научная новизна данного результата состоит в том, что динамика функций восточнославянского язычества дана в комплексе по всем основным сферам духовной культуры, с указанием конкретных причин угасания, сохранения или частичного возрождения данных функций по настоящее время.
Научная новизна данного результата состоит в том, что динамика функций восточнославянского язычества дана в комплексе по всем основным сферам духовной культуры, с указанием конкретных причин угасания, сохранения или частичного возрождения данных функций по настоящее время.