В середине I тыс. н. э. среди китайских верхов распространился буддизм. Простой народ отдавал предпочтение даосизму — религии, которая отстаивала равенство, осуждала тягу к власти, богатству и славе, обещала бессмертие. Но влиятельнейшим в стране стало конфуцианство, которое превратилось в своеобразную религию. Китаец стремился, как это советовал Конфуций, быть милосердным, не делать зла другим, заботиться об общественных интересах, почтительно относиться к старшим, особенно к родителям. Превратив эти правила поведения в непреложный закон, китайцы сделали свое существование более или менее упорядоченным.Постепенно буддизм, даосизм и конфуцианство слились в Китае в одну религию. Каждый китаец был немного буддистом, немного даосом, но больше всего — конфуцианцем.Государство заботилось об образовании, поскольку ему нужны были грамотные чиновники. Образованным считался тот, кто умел читать, писать, считать, стрелять из лука, править колесницей, знал обряды и музыку. В отдельных монастырях учили боевым искусствам (у-шу).Китайцы достигли больших успехов в математике, астрономии, медицине. Они изобрели порох (его сначала использовали для фейерверков), компас и сейсмограф. В IX в. в Китае была напечатана с у штампов с выпуклыми иероглифами первая книга — «Алмазная сутра». Появилась первая газета, открывались огромные библиотеки. Из гуманитарных наук в Китае развивались история и география. В XV в. была составлена грандиозная энциклопедия — более 11 тысяч томов, которые в общем насчитывали свыше 900 тысяч страниц.Китайский путешественник Сюань Цзан (VII в.) узнал, что в одной из «Пещер тысячи Будд» иногда можно увидеть тень Будды. Он проник в эту пещеру. Стены ее казались голыми. Но когда Сюань Цзан начал молиться и бить поклоны, вся пещера вдруг воссияла, и на ее восточной стене в самом деле появилось желто-красное изображение Будды... Это «чудо» объясняется просто. Когда из яркого солнечного света попадаешь в полутемную пещеру, фрески, пока не привыкнет глаз, остаются невидимыми и «проявляются» только через определенное время. Этот световой эффект умело использовали древние художники. Он придает росписи «Пещер тысячи Будд» особую обворожительность.В средние века китайцы изобрели также спички, темные очки (с их помощью скрывали свое отношение к судебному приговору во время его объявления), воздушных змеев и шары (их наполняли горячим воздухом), зонты для защиты от дождя, игральные карты и т. п.)