много балов
тема церковном расколе в XVII в
Какие противоречия в церковной жизни обострились в середине XVII века? Б) Каким образом царь Алексей Михайлович предлагал разрешить эти противоречия? В) Когда была проведена сама реформа? Назовите имя патриарха, который её осуществил. Г) Что стало причиной разногласий между патриархом, проведшим реформу, и царём Алексеем Михайловичем? Д) Как стали называть противников реформы? Е) Кто возглавил движение противников церковной реформы? Как этот человек боролся за свои взгляды? Когда и как закончилась его жизнь много балов
Причины
Преобразования в русской православной церкви произошло по следующим причинам:
Стремление патриарха к власти.
Необходимость централизации государства.
Необходимость объединения всех церквей после распада в результате политической раздробленности.
Предстоящие перемены патриарх обосновывал различиями между греческой и русской православными церквями. Никон назвал русскую церковь не полностью канонической.
Суть изменений:
Введение крестного знамения тремя перстами.
Введение поясных поклонов вместо земных.
Иконы допускались только греческого образца.
Запрещение шатровых церквей.
Имя Иисуса стало писаться с двумя буквами «и».
Богослужебные книги тоже подлежали исправлению в соответствии с греческими образцами.
Ход событий
После того как собор в 1654 году одобрил предложение Никона, патриарх приступил к делу. Изменения шли стремительно. Никон требовал от народа немедленного отказа от старых обычаев и принятия новых. От таких резких перемен народ отказался.
Церковный собор
В 1667-1668 состоялся Церковный собор. Сам Алексей Михайлович поддержал реформу. В результате было вынесено 2 решения:
Патриарх Никон лишился сана. Это произошло из-за его стремления к власти и конфликта с царем.
Но реформы Никона все же были приняты.
Все несогласные отличались от церкви, предавались анафеме и подвергались репрессиям со стороны власти. Началась настоящая идеологическая война. Самым влиятельным противником нововведений был Аввакум Петров.
Последствия
Общество разделилось. Сторонников нововведений стали называть никонианами, а тех, кто не принял реформы – раскольниками-старообрядцами.
Оставшиеся старообрядцы делали всё, чтобы сохранить традиции. Но они подвергались преследованиям со стороны государства. В 1682 году был заживо сожжен Аввакум.
Некоторые из последователей традиций сжигали себя сами в знак протеста. Старообрядцы не сдавались из-за преследований, они проявили удивительную духовную стойкость.
После смерти царя Алексея, при царевне Софье, преследования стали еще ожесточеннее.
Появления старообрядчества ослабило влияние православной церкви на народ и подорвало внутреннюю силу страны.