Культурное пространство древней руси ​

daniilstepanov2 daniilstepanov2    1   22.05.2019 19:09    2

Ответы

ответ:

объяснение:

культура есть замкнутое семиотическое пространство, в котором осуществляется ее развитие. культура вещественна и идеальна одновременно. идеальна как пространство смысла, меру другим вещам. существенное же в пространстве культуры в его двойственности.

культура есть замкнутое пространство смыслов, которые как элемента идеального соприкасаются с эмпирическим. культура указывает на непосредственную связь вещественности и идеальности.

культура есть практика осмысления вещественности с целью придания смысла. процесс локализации смысла порождает культурное развитие.

неоднородность как одна из особенностей пространства культуры древней руси. неоднородность обусловлена смешением языческой и христианской культурных парадигм. можно даже говорить о двух пространствах культуры древней руси, т.к. культура начинается с травмы: с принятия христианства, с крещения руси. однако нужно говорить исключительно о культуре в целом (т.е. может быть два пространства, но культура одна). языческая культура в традиции уступила место христианской, однако оказала на нее существенное влияние.

к особенностям пространства языческой культуры относится: полиморфизм, моральная однородность и многоцентрие.

полиморфизм языческой культуры заключается, прежде всего, в существовании различных форм культуры. природа в языческой культуре выступает как основное культурный факт, имеет место окультуривание природы, ее обожествление.

под моральной однородностью относительно языческой культуры древней руси понимается, прежде всего, отсутствие «злых» или «дурных» мест в культуре.

многоцентрие культуры. русь – страна городов, где каждый из них можно рассматривать как центр семиосферы. древняя русь как содружество городов, город как микроцентр, источник культуры. о единстве и взаимосвязи позволяет говорить покровительство городов близлежащим землям. чем дальше от города (как микроцентра культуры), тем «темнее» (то есть тем ближе к культурной периферии). чем дальше от города, тем ближе к лесу, где живет соловей-разбойник. соловей-разбойник и дремучий лес как некая граница, структурирующая культурное пространство древней руси. в былинах соловей-разбойник встречается с представителем города, т.е. блюстителем порядка (к примеру, илья муромец). соловей-разбойник олицетворяет враждебное, то есть некультурное (или инокультурное) пространство.

схема упорядочивания культурного пространства древней руси во многом схожа с городом, имеет место радиально-центрическая организация пространства. город: крепость в центре, вокруг которой «кольцами» располагались другие строения. граница города - обязательно стены, которые должны защищать от элементов инокультурного или некультурного пространства. примерно три четверти городов имели подобную схему застройки, что позволяло добиться наибольшего синтеза природы и строительства (тут имеет место возвращение к окультуриванию природы как характерной особенности культуры древней руси). городские постройки вписываются в ландшафт, в качестве дорого в первую очередь используются реки, горы используются для фортификации города. то есть можно говорить о природном ландшафте, как «костяке» города. зодчие, стремясь к синтезу природы и культуры (здесь следует читать культуру скорее как архитектуру или культуру как нечто созданное человеком), не изменяют ландшафт, а «вписывают» в него постройки. в центре города – городище, вокруг двора – частокол на насыпном валу. такие «однодворовые» деревни всегда размещались на правом берегу реки, т.к. правый берег всегда обрывистый и глубокий, а левый – заросший и мелкий. городища располагались на расстоянии 6-10 км, предпочтение отдавалось горным местностям. городища охранялись родичами. род также назывался «чур». отсюда можно вывести этимологию слова «чересчур».

ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
dimar3256 dimar3256  22.05.2019 20:00

культурное пространство древней руси

особенности культуры древней руси. люди древней руси не только выращивали хлеб, торговали, воевали, но и строили величественные храмы, украшали их стены искусными росписями, изготавливали прекрасные ювелирные изделия, слагали поэмы, сказки, песни, открывали школы, собирали книги, накапливали знания о природе и окружающем мире, т. е. они создавали культурные ценности. основой культуры стало наследие восточных славян: древние мифы и сказания, традиции резьбы по дереву и камню, искусство кузнецов и т.д. культура впитывала в себя и культурные достижения проживавших на руси и соседних народов — угро-финнов, , хазар, печенегов, половцев, западных славян. большое влияние на культуру оказывала византия, особенно после принятия христианства. из византии приглашались мастера для строительства храмов, написания икон, привозились богословские книги. тесным связям с византией русь познакомилась с многовековой христианской культурой. по мастера не стали слепо подражать своим византийским учителям. создавая свои творения, они стремились отразить в них думы и чаяния народа.

ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме История