культура есть замкнутое семиотическое пространство, в котором осуществляется ее развитие. культура вещественна и идеальна одновременно. идеальна как пространство смысла, меру другим вещам. существенное же в пространстве культуры в его двойственности.
культура есть замкнутое пространство смыслов, которые как элемента идеального соприкасаются с эмпирическим. культура указывает на непосредственную связь вещественности и идеальности.
культура есть практика осмысления вещественности с целью придания смысла. процесс локализации смысла порождает культурное развитие.
неоднородность как одна из особенностей пространства культуры древней руси. неоднородность обусловлена смешением языческой и христианской культурных парадигм. можно даже говорить о двух пространствах культуры древней руси, т.к. культура начинается с травмы: с принятия христианства, с крещения руси. однако нужно говорить исключительно о культуре в целом (т.е. может быть два пространства, но культура одна). языческая культура в традиции уступила место христианской, однако оказала на нее существенное влияние.
к особенностям пространства языческой культуры относится: полиморфизм, моральная однородность и многоцентрие.
полиморфизм языческой культуры заключается, прежде всего, в существовании различных форм культуры. природа в языческой культуре выступает как основное культурный факт, имеет место окультуривание природы, ее обожествление.
под моральной однородностью относительно языческой культуры древней руси понимается, прежде всего, отсутствие «злых» или «дурных» мест в культуре.
многоцентрие культуры. русь – страна городов, где каждый из них можно рассматривать как центр семиосферы. древняя русь как содружество городов, город как микроцентр, источник культуры. о единстве и взаимосвязи позволяет говорить покровительство городов близлежащим землям. чем дальше от города (как микроцентра культуры), тем «темнее» (то есть тем ближе к культурной периферии). чем дальше от города, тем ближе к лесу, где живет соловей-разбойник. соловей-разбойник и дремучий лес как некая граница, структурирующая культурное пространство древней руси. в былинах соловей-разбойник встречается с представителем города, т.е. блюстителем порядка (к примеру, илья муромец). соловей-разбойник олицетворяет враждебное, то есть некультурное (или инокультурное) пространство.
схема упорядочивания культурного пространства древней руси во многом схожа с городом, имеет место радиально-центрическая организация пространства. город: крепость в центре, вокруг которой «кольцами» располагались другие строения. граница города - обязательно стены, которые должны защищать от элементов инокультурного или некультурного пространства. примерно три четверти городов имели подобную схему застройки, что позволяло добиться наибольшего синтеза природы и строительства (тут имеет место возвращение к окультуриванию природы как характерной особенности культуры древней руси). городские постройки вписываются в ландшафт, в качестве дорого в первую очередь используются реки, горы используются для фортификации города. то есть можно говорить о природном ландшафте, как «костяке» города. зодчие, стремясь к синтезу природы и культуры (здесь следует читать культуру скорее как архитектуру или культуру как нечто созданное человеком), не изменяют ландшафт, а «вписывают» в него постройки. в центре города – городище, вокруг двора – частокол на насыпном валу. такие «однодворовые» деревни всегда размещались на правом берегу реки, т.к. правый берег всегда обрывистый и глубокий, а левый – заросший и мелкий. городища располагались на расстоянии 6-10 км, предпочтение отдавалось горным местностям. городища охранялись родичами. род также назывался «чур». отсюда можно вывести этимологию слова «чересчур».
особенности культуры древней руси. люди древней руси не только выращивали хлеб, торговали, воевали, но и строили величественные храмы, украшали их стены искусными росписями, изготавливали прекрасные ювелирные изделия, слагали поэмы, сказки, песни, открывали школы, собирали книги, накапливали знания о природе и окружающем мире, т. е. они создавали культурные ценности. основой культуры стало наследие восточных славян: древние мифы и сказания, традиции резьбы по дереву и камню, искусство кузнецов и т.д. культура впитывала в себя и культурные достижения проживавших на руси и соседних народов — угро-финнов, , хазар, печенегов, половцев, западных славян. большое влияние на культуру оказывала византия, особенно после принятия христианства. из византии приглашались мастера для строительства храмов, написания икон, привозились богословские книги. тесным связям с византией русь познакомилась с многовековой христианской культурой. по мастера не стали слепо подражать своим византийским учителям. создавая свои творения, они стремились отразить в них думы и чаяния народа.
ответ:
объяснение:
культура есть замкнутое семиотическое пространство, в котором осуществляется ее развитие. культура вещественна и идеальна одновременно. идеальна как пространство смысла, меру другим вещам. существенное же в пространстве культуры в его двойственности.
культура есть замкнутое пространство смыслов, которые как элемента идеального соприкасаются с эмпирическим. культура указывает на непосредственную связь вещественности и идеальности.
культура есть практика осмысления вещественности с целью придания смысла. процесс локализации смысла порождает культурное развитие.
неоднородность как одна из особенностей пространства культуры древней руси. неоднородность обусловлена смешением языческой и христианской культурных парадигм. можно даже говорить о двух пространствах культуры древней руси, т.к. культура начинается с травмы: с принятия христианства, с крещения руси. однако нужно говорить исключительно о культуре в целом (т.е. может быть два пространства, но культура одна). языческая культура в традиции уступила место христианской, однако оказала на нее существенное влияние.
к особенностям пространства языческой культуры относится: полиморфизм, моральная однородность и многоцентрие.
полиморфизм языческой культуры заключается, прежде всего, в существовании различных форм культуры. природа в языческой культуре выступает как основное культурный факт, имеет место окультуривание природы, ее обожествление.
под моральной однородностью относительно языческой культуры древней руси понимается, прежде всего, отсутствие «злых» или «дурных» мест в культуре.
многоцентрие культуры. русь – страна городов, где каждый из них можно рассматривать как центр семиосферы. древняя русь как содружество городов, город как микроцентр, источник культуры. о единстве и взаимосвязи позволяет говорить покровительство городов близлежащим землям. чем дальше от города (как микроцентра культуры), тем «темнее» (то есть тем ближе к культурной периферии). чем дальше от города, тем ближе к лесу, где живет соловей-разбойник. соловей-разбойник и дремучий лес как некая граница, структурирующая культурное пространство древней руси. в былинах соловей-разбойник встречается с представителем города, т.е. блюстителем порядка (к примеру, илья муромец). соловей-разбойник олицетворяет враждебное, то есть некультурное (или инокультурное) пространство.
схема упорядочивания культурного пространства древней руси во многом схожа с городом, имеет место радиально-центрическая организация пространства. город: крепость в центре, вокруг которой «кольцами» располагались другие строения. граница города - обязательно стены, которые должны защищать от элементов инокультурного или некультурного пространства. примерно три четверти городов имели подобную схему застройки, что позволяло добиться наибольшего синтеза природы и строительства (тут имеет место возвращение к окультуриванию природы как характерной особенности культуры древней руси). городские постройки вписываются в ландшафт, в качестве дорого в первую очередь используются реки, горы используются для фортификации города. то есть можно говорить о природном ландшафте, как «костяке» города. зодчие, стремясь к синтезу природы и культуры (здесь следует читать культуру скорее как архитектуру или культуру как нечто созданное человеком), не изменяют ландшафт, а «вписывают» в него постройки. в центре города – городище, вокруг двора – частокол на насыпном валу. такие «однодворовые» деревни всегда размещались на правом берегу реки, т.к. правый берег всегда обрывистый и глубокий, а левый – заросший и мелкий. городища располагались на расстоянии 6-10 км, предпочтение отдавалось горным местностям. городища охранялись родичами. род также назывался «чур». отсюда можно вывести этимологию слова «чересчур».
культурное пространство древней руси
особенности культуры древней руси. люди древней руси не только выращивали хлеб, торговали, воевали, но и строили величественные храмы, украшали их стены искусными росписями, изготавливали прекрасные ювелирные изделия, слагали поэмы, сказки, песни, открывали школы, собирали книги, накапливали знания о природе и окружающем мире, т. е. они создавали культурные ценности. основой культуры стало наследие восточных славян: древние мифы и сказания, традиции резьбы по дереву и камню, искусство кузнецов и т.д. культура впитывала в себя и культурные достижения проживавших на руси и соседних народов — угро-финнов, , хазар, печенегов, половцев, западных славян. большое влияние на культуру оказывала византия, особенно после принятия христианства. из византии приглашались мастера для строительства храмов, написания икон, привозились богословские книги. тесным связям с византией русь познакомилась с многовековой христианской культурой. по мастера не стали слепо подражать своим византийским учителям. создавая свои творения, они стремились отразить в них думы и чаяния народа.