Не только по-разному шёл процесс феодализации в образовавшихся частях бывшей Римской империи, но по-разному он отражался также на западном и восточном христианстве.В западных областях становление феодальных отношений совершалось более стремительными темпами, здесь осталось сильным влияние римского права. В симбиозе с договорными законами германцев, эта правовая система стала основой развития феодальных отношений вассалитета, что отразилось и в церковном праве. Учитывая быстро меняющуюся обстановку, Западная церковь вносила соответственные поправки в своё вероучение, обряды, а также – в толкование постановлений Вселенских Соборов и христианских догматов.Феодализация восточных частей бывшей Римской империи шла значительно медленнее. Застойность общественной жизни обусловила и консерватизм церковной жизни православия. Так, под влиянием вполне конкретных исторических обстоятельств сформировались две характерные, сохранившиеся до наших дней особенности восточного и западного христианства. У Западной церкви – это гибкость и быстрая при а у Восточной – консерватизм, тяготение к традициям и обычаям, овеянным стариной.Как ни парадоксально, но обе ветви христианства в дальнейшем успешно использовали эти особенности...Так, христианская церковь оказалась как бы духовным стержнем раздробленного на ряд самостоятельных государств западного мира. В этой обстановке западное духовенство сумело создать собственную международную церковную организацию с единым центром в Риме и с единым главой – римским епископом. Возвышению римского епископа целый ряд факторов. Одним из них стал перенос столицы империи из Рима в Константинополь. На первых порах это ослабило авторитет римского иерарха, впоследствии получившего титул Папы. Но вскоре в Риме оценили и выгоду, которую можно было извлечь из новой обстановки. Западная церковь избавилась от повседневной опеки со стороны императорской власти. Очень выгодным для западного духовенства оказалось и выполнение некоторых государственных функций (например, сбор налогов римским иерархом). Постепенно Западная церковь приобретала всё большее экономическое и политическое влияние. А по мере этого роста рос и авторитет её главы. Уже к моменту разделения Римской империи на Западе действовал только один крупный религиозный центр – в Риме, а на Востоке их было четыре – Александрия, Антиохия, Константинополь и Иерусалим. И восточные патриархи нередко враждовали между собой, борясь за первенство и упрочение своего влияния. У римского епископа таких мощных конкурентов не было. Более того, Западная церковь даже боролась за первенство над светской властью и добивалась серьёзных успехов, в то время, как сильная императорская власть, гораздо дольше сохранявшаяся в Византии, с самого начала определила восточному христианству второстепенную роль более или менее послушного слуги... Так, император Константин и его преемники, укрепляя свою власть, превратили христианскую церковь в государственный институт. По существу, константинопольский патриарх был всего лишь «министром по религиозным делам».Конечно, не следует представлять константинопольских иерархов этакими «кроткими овечками». У них всё же были некоторые рычаги влияния на императорскую власть: так, иногда патриарх мог воспользоваться своим правом отказаться короновать нового императора, если не принимались выдвигаемые патриархом условия; у патриархов также было право отлучить от церкви императора-еретика... Но не смотря на это, характер христианской церкви как государственного рычага управления в Восточной Римской империи ярко проявился при созывах Вселенских Соборов. Они не только собирались императорами, но и проходили под председательством либо самого императора, либо назначенного им светского чиновника! Лишь на Седьмом Вселенском Соборе церкви (Никейском) в 787 г. на председательском месте восседал патриарх...
Не только по-разному шёл процесс феодализации в образовавшихся частях бывшей Римской империи, но по-разному он отражался также на западном и восточном христианстве.В западных областях становление феодальных отношений совершалось более стремительными темпами, здесь осталось сильным влияние римского права. В симбиозе с договорными законами германцев, эта правовая система стала основой развития феодальных отношений вассалитета, что отразилось и в церковном праве. Учитывая быстро меняющуюся обстановку, Западная церковь вносила соответственные поправки в своё вероучение, обряды, а также – в толкование постановлений Вселенских Соборов и христианских догматов.Феодализация восточных частей бывшей Римской империи шла значительно медленнее. Застойность общественной жизни обусловила и консерватизм церковной жизни православия. Так, под влиянием вполне конкретных исторических обстоятельств сформировались две характерные, сохранившиеся до наших дней особенности восточного и западного христианства. У Западной церкви – это гибкость и быстрая при а у Восточной – консерватизм, тяготение к традициям и обычаям, овеянным стариной.Как ни парадоксально, но обе ветви христианства в дальнейшем успешно использовали эти особенности...Так, христианская церковь оказалась как бы духовным стержнем раздробленного на ряд самостоятельных государств западного мира. В этой обстановке западное духовенство сумело создать собственную международную церковную организацию с единым центром в Риме и с единым главой – римским епископом. Возвышению римского епископа целый ряд факторов. Одним из них стал перенос столицы империи из Рима в Константинополь. На первых порах это ослабило авторитет римского иерарха, впоследствии получившего титул Папы. Но вскоре в Риме оценили и выгоду, которую можно было извлечь из новой обстановки. Западная церковь избавилась от повседневной опеки со стороны императорской власти. Очень выгодным для западного духовенства оказалось и выполнение некоторых государственных функций (например, сбор налогов римским иерархом). Постепенно Западная церковь приобретала всё большее экономическое и политическое влияние. А по мере этого роста рос и авторитет её главы. Уже к моменту разделения Римской империи на Западе действовал только один крупный религиозный центр – в Риме, а на Востоке их было четыре – Александрия, Антиохия, Константинополь и Иерусалим. И восточные патриархи нередко враждовали между собой, борясь за первенство и упрочение своего влияния. У римского епископа таких мощных конкурентов не было. Более того, Западная церковь даже боролась за первенство над светской властью и добивалась серьёзных успехов, в то время, как сильная императорская власть, гораздо дольше сохранявшаяся в Византии, с самого начала определила восточному христианству второстепенную роль более или менее послушного слуги... Так, император Константин и его преемники, укрепляя свою власть, превратили христианскую церковь в государственный институт. По существу, константинопольский патриарх был всего лишь «министром по религиозным делам».Конечно, не следует представлять константинопольских иерархов этакими «кроткими овечками». У них всё же были некоторые рычаги влияния на императорскую власть: так, иногда патриарх мог воспользоваться своим правом отказаться короновать нового императора, если не принимались выдвигаемые патриархом условия; у патриархов также было право отлучить от церкви императора-еретика... Но не смотря на это, характер христианской церкви как государственного рычага управления в Восточной Римской империи ярко проявился при созывах Вселенских Соборов. Они не только собирались императорами, но и проходили под председательством либо самого императора, либо назначенного им светского чиновника! Лишь на Седьмом Вселенском Соборе церкви (Никейском) в 787 г. на председательском месте восседал патриарх...
Объяснение: