События конца XVI – начала XVII вв. – время Смуты, политического социально- го, духовного, нравственного кризиса, охватившего русское общество и поставившего его на грань распада. Понятие «смута» пришло в историографию из народного лексикона, означая смятение, раздор, анархию. Историки неоднозначно рассматривали суть событий Смутного времени. Пред- ставители христианской интерпретации исторических фактов (Г. В. Флоровский, А. Д. Нечволодов) оценивали ее как кару, наказание за грехи. С. М. Соловьев рассматривал Смуту как всеобщее моральное разложение общества, а В. О. Ключев- ский – через призму законности верховной власти. Уделяя значительное внимание социальным отношениям на рубеже XVI – XVII вв., он показал позиции боярской знати, дворянства и «низших неслужилых земских классов населения». Н. И. Косто- маров подчеркивал ответственность всех слоев населения за то состояние российско- го общества, в котором оно оказалось в конце XVI в. Резкой критике он подверг по- зиции Польши, которая углубила политический кризис в стране. Советские историки отвергли сам термин «смута», обозначив ее как период войны
События конца XVI – начала XVII вв. – время Смуты, политического социально- го, духовного, нравственного кризиса, охватившего русское общество и поставившего его на грань распада. Понятие «смута» пришло в историографию из народного лексикона, означая смятение, раздор, анархию. Историки неоднозначно рассматривали суть событий Смутного времени. Пред- ставители христианской интерпретации исторических фактов (Г. В. Флоровский, А. Д. Нечволодов) оценивали ее как кару, наказание за грехи. С. М. Соловьев рассматривал Смуту как всеобщее моральное разложение общества, а В. О. Ключев- ский – через призму законности верховной власти. Уделяя значительное внимание социальным отношениям на рубеже XVI – XVII вв., он показал позиции боярской знати, дворянства и «низших неслужилых земских классов населения». Н. И. Косто- маров подчеркивал ответственность всех слоев населения за то состояние российско- го общества, в котором оно оказалось в конце XVI в. Резкой критике он подверг по- зиции Польши, которая углубила политический кризис в стране. Советские историки отвергли сам термин «смута», обозначив ее как период войны