Совсем недавно – лишь в начале XX века ученые смогли более подробно понять историю Хеттского царства. Еще в XIX веке при раскопках в Малой Азии (в современной Турции) было обнаружено несколько сотен глиняных плиток с письменами. Было ясно, что это – аккадская клинопись, которая существовала у жителей Междуречья, но расшифровать то, что нашли, не удалось. И только Бедржих Грозный – чешский языковед доказал в 1915 году родственность хеттского языка славянским, романским и германским, относящимся к индоевропейской языковой семье. Например, хеттское «небиш» аналогично русскому «небо», «далугашти» – «долгота» и так далее. В русском переводе Библии хеттов называют «хетеяне» и упоминание о них весьма кратко. Однако после расшифровки клинописи на глиняных плитках, дальнейших археологических исследований мы можем теперь представить себе, как жили люди Хеттского царства. Наверное, самым примечательным было то, что государство являлось вполне самодостаточным. Хетты располагали в изобилии металлом и древесиной, так как на их территории имелись рудные месторождения и леса. То, что добывалось в государстве, здесь же и перерабатывалось, минуя разных посредников (ассирийских и вавилонских купцов). Вдобавок хеттское царство, не имея природных границ, было окружено княжествами, которые в малой или большей степени зависели от него, то есть своеобразным «поясом безопасности». Кроме того, внутренняя политика хеттов строилась так, что знатные хетты чувствовали себя вполне свободными, тогда как в иных государствах Древнего Востока знать считалась рабами царя, равно как и остальное население. Если хетт не нес отработочной или продуктовой повинности, он считался свободным. Объединенная в панкус (собрание воинов), независимая часть населения влияла даже на выбор нового монарха. Например, Хаттусили I, когда решал вопрос о назначении наследника трона, обратился за советом к панкусу. Благодаря такой самодостаточности и внутренней политике хетты за четыре с лишним столетия своего существования (1650 – 1200 годы до нашей эры) не проиграли ни одной маленькой или большой войны. И лишь гораздо позже – на закате своей истории, им пришлось уступить часть территории могущественной Ассирии. Культуры Малой Азии и Междуречья дали хеттам письменность, мифы и религиозные верования, обычаи и законы; и имя им досталось от хаттов – народа, в более древнее время заселявшего эти места.
Совсем недавно – лишь в начале XX века ученые смогли более подробно понять историю Хеттского царства. Еще в XIX веке при раскопках в Малой Азии (в современной Турции) было обнаружено несколько сотен глиняных плиток с письменами. Было ясно, что это – аккадская клинопись, которая существовала у жителей Междуречья, но расшифровать то, что нашли, не удалось. И только Бедржих Грозный – чешский языковед доказал в 1915 году родственность хеттского языка славянским, романским и германским, относящимся к индоевропейской языковой семье. Например, хеттское «небиш» аналогично русскому «небо», «далугашти» – «долгота» и так далее. В русском переводе Библии хеттов называют «хетеяне» и упоминание о них весьма кратко. Однако после расшифровки клинописи на глиняных плитках, дальнейших археологических исследований мы можем теперь представить себе, как жили люди Хеттского царства. Наверное, самым примечательным было то, что государство являлось вполне самодостаточным. Хетты располагали в изобилии металлом и древесиной, так как на их территории имелись рудные месторождения и леса. То, что добывалось в государстве, здесь же и перерабатывалось, минуя разных посредников (ассирийских и вавилонских купцов). Вдобавок хеттское царство, не имея природных границ, было окружено княжествами, которые в малой или большей степени зависели от него, то есть своеобразным «поясом безопасности». Кроме того, внутренняя политика хеттов строилась так, что знатные хетты чувствовали себя вполне свободными, тогда как в иных государствах Древнего Востока знать считалась рабами царя, равно как и остальное население. Если хетт не нес отработочной или продуктовой повинности, он считался свободным. Объединенная в панкус (собрание воинов), независимая часть населения влияла даже на выбор нового монарха. Например, Хаттусили I, когда решал вопрос о назначении наследника трона, обратился за советом к панкусу. Благодаря такой самодостаточности и внутренней политике хетты за четыре с лишним столетия своего существования (1650 – 1200 годы до нашей эры) не проиграли ни одной маленькой или большой войны. И лишь гораздо позже – на закате своей истории, им пришлось уступить часть территории могущественной Ассирии. Культуры Малой Азии и Междуречья дали хеттам письменность, мифы и религиозные верования, обычаи и законы; и имя им досталось от хаттов – народа, в более древнее время заселявшего эти места.