Шахматы(от перс. шах мат — властитель умер) игра специальными фигурами на 64-клеточной доске для 2 партнёров; воспроизводит действиясражающихся (по определённым правилам) сил, органически сочетает черты искусства, науки и спорта.Игра в Ш развитию логики мышления, концентрации внимания, умению быстро и точнорассчитывать возможные продолжения (серии ходов за себя и противника), воспитанию воли к победе и др.моральных качеств. При игре в Ш. ярко проявляются черты характера человека; поэтому Ш.используются для различных психологических тестов, в кибернетике — для изучения возможностей ЭВМ.Теория Ш. изучает принципы стратегии и тактики игры, расположения и взаимодействия фигур, типичныеприёмы, схемы разыгрывания начальной и заключительной стадий шахматных партий. Особая областьискусства и спорта, сложившаяся на основе Ш., — Шахматная композиция. В игре участвуют с каждой стороны 8 фигур (король, ферзь, две ладьи, по два слона и коня) и 8 пешек. Ходы фигур и правила игры. Ходы в Ш. делаются поочерёдно; взятие фигур необязательно, заисключением того случая, когда нет иного хода для защиты атакованного короля. Ходы фигур на свободной доске: король — на любое соседнее поле вокруг себя, ферзь — на любоеполе по вертикали, горизонтали и диагонали, ладья — на любое поле по вертикали и горизонтали, слон —на любое поле по диагонали; конь движется буквой «Г» (на одно поле по вертикали или горизонтали и надругое по диагонали, он — единственная фигура, которая может передвигаться через поля, занятыефигурами и пешками); пешки — только вперёд по вертикалям на одно поле (из начального положенияимеют право двойного хода). Если на пути движения фигуры стоит пешка или фигура противника, она можетбыть взята — снята с доски, а фигура, которой берут, поставлена на её место. Взятие пешкой производитсяходом на одно поле по диагонали; после взятия она движется уже по др. вертикали. Пешка, продвинутая напоследнюю горизонталь, заменяется по желанию играющего любой фигурой, кроме короля. Если пешка,делая двойной ход, проходит мимо поля, находящегося под ударом пешки противника, она может бытьвзята этой пешкой «на проходе»; взявшая пешка передвигается по диагонали на поле, пройденное взятойпешкой. Один раз в партии, если король и ладья ещё не ходили, поля доски между ними свободны и корольне атакован (ему не объявлен шах), может быть сделан одновременный ход короля и ладьи — рокировка:король передвигается в сторону ладьи через поле (соответственно вправо или влево), а ладья переноситсячерез короля и ставится рядом с ним. Цель игры — дать королю противника мат (такое нападение накороля, от которого нет защиты). Игра заканчивается вничью: если соотношение сил на доске таково, чтомат сделать невозможно; если у одной из сторон при её очереди ходить нет ни одного возможного хода, ноеё король не атакован (положение пата); если король одной из сторон не может укрыться от шахов (вечныйшах). В партии различаются 3 стадии: начальная (дебют), середина (мительшпиль), конечная (эндшпиль).