Клиентарно-патронажные связи в системе государственного управления Источник: Омельченко Н. А. Своевременные мысли или к вопросу превратностях государственной власти и культуре государственного управления в России // Вестник университета.
«...Существуют неопровержимые доказательства того, что современная российская правящая элита не пользуется доверием общества.
В Послании Федеральному собранию Президент страны признал низкий уровень доверия граждан к отдельным институтам государственной власти и к крупному бизнесу. По результатам опроса общественного среди проблем, отнесенных гражданами страны к наиболее важным, коррупция и бюрократизм заняли четвертую позицию (41%), а проблема инфляции и роста цен опередили данный показатель лишь на 20%, заняв первую позицию... Не меньший интерес представляет также тот факт, что сами госслужащие, как показал проведенный опрос... при ответе на вопрос «Чьи интересы сегодня реально защищают госслужащие?» подавляющим большинством ответили — «государства» (55%), на втором месте оказался ответ — «своего ведомства» (48%), и только на третьем — «граждан» (32%)...
В новейших исследованиях при анализе культуры государственного управления в России особое внимание обращается на фундаментальные особенности и исторические корни феномена русского чиновничества. Их предлагается искать в самом характере российской политики, которая, по мнению большинства современных авторов, по преимуществу строилась на основе клиентарно-патронажных отношений. Современные авторы выделяют различные типы патрон-клиентных связей в среде российской бюрократии:
1) клиентелизм монархического окружения:
2) родственный клиентелизм;
3) земляческий клиентелизм:
4) должностной клиентелизм.
Исследование клиентелизма в российской бюрократии, проведенное М. А. Афанасьевым при содействии Аналитического центра РАГС, показало, что важнейшей составляющей сегодняшнего административного процесса и России являются клиентарные связи (отношения личной преданности и покровительства), которые:
1) пронизывают практически весь аппарат;
2) оказывают решающее влияние на карьеру чиновника:
3) определяют путь разрешения конфликтов (большинство респондентов (45%) полагает наиболее целесообразным в конфликтной ситуации «договариваться с руководителем в индивидуальном порядке»);
4) воспринимаются большинством управленцев как нормальные, естественные условия аппаратной деятельности (35% о однозначно указали, что без таких связей аппарат не мог бы нормально работать, а еще 20%, что связи личной преданности и покровительства не являются нарушением нормы и не мешают функционированию аппарата)».
ВОПРОСЫ:
1. Согласны ли вы с позицией автора, что современная правящая политическая элита не пользуется доверием общества? Приведите собственные доказательства, подтверждающие или опровергающие данную точку зрения.
2. Считаете ли вы ли значимым явлением наличие клиентарных связей в современном государственном управлении? Какие из указанных 4-х типов связей встречаются сейчас?
3. Считаете ли вы наличие клиентарных связей однозначно положительным или отрицательным явлением? Позицию аргументировать, привести пример.
2. Наличие клиентарных связей в современном государственном управлении является значимым явлением. Прежде всего следует отметить, что клиентарные связи пронизывают практически весь аппарат государственного управления. Это означает, что они оказывают решающее влияние на карьеру чиновника и определяют путь разрешения конфликтов.
В современной российской бюрократии можно выделить несколько типов клиентарных связей. Первый тип - клиентелизм монархического окружения, который основан на личной преданности и покровительстве влиятельных людей вокруг монарха. Второй тип - родственный клиентелизм, когда важные должности занимают близкие по родству люди или люди, рекомендованные родственниками. Третий тип - земляческий клиентелизм, когда государственные должности предоставляются представителям определенной территориальной группы. И четвертый тип - должностной клиентелизм, который базируется на связях между высокими должностными лицами и подчиненными.
3. Наличие клиентарных связей в государственном управлении является отрицательным явлением. Несмотря на то, что некоторые управленцы считают эти связи нормальными и необходимыми для нормальной работы аппарата, они противоречат принципам справедливости, равенства и прозрачности. Клиентарные связи создают условия для коррупции и несправедливого распределения ресурсов в рамках государственного управления.
Примером отрицательного влияния клиентарных связей может служить задержка в решении важных вопросов из-за личных интересов и предпочтений. Если руководитель аппарата имеет клиентарных связей, то решение проблем будет зависеть не от компетентности и эффективности, а от личных пристрастий и интересов руководителя. Это может привести к неправильным решениям и негативным последствиям для общества в целом.
В целом, клиентарные связи в государственном управлении можно считать негативным явлением, т.к. они противоречат принципам справедливости, равенства и эффективности. Вмешательство личных интересов в процессы принятия решений приводит к несправедливым распределению ресурсов и коррупционным практикам.