Каждая гуманитарная дисциплина оперирует понятием «человек», обращая
внимание на человеческое поведение в той области, на которой
сосредотачивает свое внимание. Р. Дарендорф описывает несколько таких
моделей: «экономического человека», как «потребителя, тщательно
взвешивающего полезные стороны и стоимость своей покупки»,
«психологического человека» как человека, который, «даже если всегда делает
добро, в то же время всегда может хотеть сделать зло, мотивы поведения
которого скрыты...», «социологического человека», который для автора –
«носитель социально предопределенной роли...»
Что в человеке интересует философскую антропологию? В чем специфика
философско-антропологического знания?
В ответ на какие специфические нужды общества оно появилось?
Зачем оно необходимо современному человеку и науке?
Поскольку исследование человека занимает центральное место не только в
философии, но и в теологии, в чем состоит суть отличия подходов?
2. С. Л. Франк в известной работе «Смысл жизни» пишет, что этот «проклятый
вопрос» «о смысле жизни» волнует и мучает в глубине души каждого
человека. Человек может на время, даже на очень долгое время, совсем забыть
о нем, погрузиться с головой в будничные интересы сегодняшнего дня, в
материальные заботы о сохранении жизни, о богатстве, довольстве и земных
успехах... но жизнь уже так устроена, что совсем и навсегда отмахнуться от
него не может и самый тупой, заплывший жиром или духовно спящий человек
... Этот вопрос - не теоретический, не предмет праздной умственной игры;
этот вопрос есть вопрос о смысле самой жизни, он даже страшен – и,
собственно, говоря еще гораздо более страшнее, чем при тяжкой нужде вопрос
о куске хлеба для утоления голода...».
Что же такое «смысл жизни»? Какие мнения есть по этому вопросу среди
философов, теологов, ученых?
Зачем человеку нужно прояснить его для себя? Почему С. Л. Франк называет
его практическим вопросом, вопросом всей жизни?
В чем Вы видите смысл своей жизни? ответ аргументируйте.
3. Высшей подлинной сущностью человека является свобода. Человек всегда
стремится к свободе. «Без свободы нет человека», - говорил, Ф.М.
Достоевский. В то же время он отмечал, что свобода может привести к
эгоизму, неблаговидности и даже безобразию. Тогда она превращается в
несвободу. Современный немецкий философ, социолог и психолог Э. Фромм
(«Бегство от свободы») пишет, что процесс развития человеческой свободы
носит диалектический характер. С одной стороны, это «процесс развития
человека, овладения природой, возрастания роли разума, укрепления
человеческой солидарности. Но, с другой, это – усиление индивидуализации,
которая означает усиление изоляции, неуверенности... Вместе с этим растет и
чувство бессилия, ничтожности отдельного человека». «Люди утрачивают
первичные связи, давшие им осуществление уверенности. Такой разрыв
превращает свободу в невыносимое бремя: она становится источником
сомнений, влечет за собой жизнь, лишенную цели и смысла. И тогда возникает
сильная тенденция избавиться от такой свободы, уйти в подчинение или найти
иной связаться с людьми и миром, чтобы от неуверенности
даже ценой свободы».
Что такое свобода человека? Какие есть точки зрения по этому вопросу?
Когда и при каких условиях она превращается в свою противоположность.
Подтвердите примерами.
Что необходимо, чтобы осуществить подлинную свободу, избежать ее
превращения в несвободу или «бегство от свободы».