Каждая гуманитарная дисциплина оперирует понятием «человек», обращая
внимание на человеческое поведение в той области, на которой
сосредотачивает свое внимание. Р. Дарендорф описывает несколько таких
моделей: «экономического человека», как «потребителя, тщательно
взвешивающего полезные стороны и стоимость своей покупки»,
«психологического человека» как человека, который, «даже если всегда делает
добро, в то же время всегда может хотеть сделать зло, мотивы поведения
которого скрыты...», «социологического человека», который для автора –
«носитель социально предопределенной роли...»
 Что в человеке интересует философскую антропологию? В чем специфика
философско-антропологического знания?
 В ответ на какие специфические нужды общества оно появилось?
 Зачем оно необходимо современному человеку и науке?
 Поскольку исследование человека занимает центральное место не только в
философии, но и в теологии, в чем состоит суть отличия подходов?
2. С. Л. Франк в известной работе «Смысл жизни» пишет, что этот «проклятый
вопрос» «о смысле жизни» волнует и мучает в глубине души каждого
человека. Человек может на время, даже на очень долгое время, совсем забыть

о нем, погрузиться с головой в будничные интересы сегодняшнего дня, в
материальные заботы о сохранении жизни, о богатстве, довольстве и земных
успехах... но жизнь уже так устроена, что совсем и навсегда отмахнуться от
него не может и самый тупой, заплывший жиром или духовно спящий человек
... Этот вопрос - не теоретический, не предмет праздной умственной игры;
этот вопрос есть вопрос о смысле самой жизни, он даже страшен – и,
собственно, говоря еще гораздо более страшнее, чем при тяжкой нужде вопрос
о куске хлеба для утоления голода...».
 Что же такое «смысл жизни»? Какие мнения есть по этому вопросу среди
философов, теологов, ученых?
 Зачем человеку нужно прояснить его для себя? Почему С. Л. Франк называет
его практическим вопросом, вопросом всей жизни?
 В чем Вы видите смысл своей жизни? ответ аргументируйте.
3. Высшей подлинной сущностью человека является свобода. Человек всегда
стремится к свободе. «Без свободы нет человека», - говорил, Ф.М.
Достоевский. В то же время он отмечал, что свобода может привести к
эгоизму, неблаговидности и даже безобразию. Тогда она превращается в
несвободу. Современный немецкий философ, социолог и психолог Э. Фромм
(«Бегство от свободы») пишет, что процесс развития человеческой свободы
носит диалектический характер. С одной стороны, это «процесс развития
человека, овладения природой, возрастания роли разума, укрепления
человеческой солидарности. Но, с другой, это – усиление индивидуализации,
которая означает усиление изоляции, неуверенности... Вместе с этим растет и
чувство бессилия, ничтожности отдельного человека». «Люди утрачивают
первичные связи, давшие им осуществление уверенности. Такой разрыв
превращает свободу в невыносимое бремя: она становится источником
сомнений, влечет за собой жизнь, лишенную цели и смысла. И тогда возникает
сильная тенденция избавиться от такой свободы, уйти в подчинение или найти

иной связаться с людьми и миром, чтобы от неуверенности
даже ценой свободы».
 Что такое свобода человека? Какие есть точки зрения по этому вопросу?
 Когда и при каких условиях она превращается в свою противоположность.
Подтвердите примерами.
 Что необходимо, чтобы осуществить подлинную свободу, избежать ее
превращения в несвободу или «бегство от свободы».

ququqhbqha ququqhbqha    3   12.12.2020 13:09    128

Другие вопросы по теме История