Великий князь “всея руси” (с 1533), первый царь (с 1547), сын василия iii. с кон. 40-х гг. правил с участием избранной рады. излюбленной идеей царя, осознанной уже в юности, стала мысль о неограниченной самодержавной власти. 16 января 1547 в успенском соборе московского кремля
состоялось торжественное венчание на царство великого князя ивана iv. на него были возложены знаки царского достоинства: крест животворящего древа, бармы и . после приобщения святых тайн иван васильевич был миром. царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических сношениях с
западной европой. великокняжеский титул переводили как “принц” или даже “великий герцог”. титул же “царь” или совсем не переводили, или переводили как “император”. самодержец тем самым вставал вровень с единственным в европе императором священной римской империи. в правление ивана
грозного был разработан более сложный и величественный чин венчания государей. его пространная редакция требует к предстоящему священнодействию убрать успенский собор в золото и багрянец. «царский чертог» и «постав… до царских дверей» следовало покрыть красным бархатом, аналой — обтянуть шёлковой
блестящей «паволокою» и щедро украсить, на «чертожном месте» — установить кресла «з золоты наволоки и с сажеными опушками». духовенство и «вельможи» в парадных одеяниях, с религиозными песнопениями и под звон всех московских колоколов, по замыслу составителей чина, должны были переносить из
великокняжеских палат в «соборную церковь» «святой животворящий крест» и «царский сан» — бармы, венец, скипетр. на широком оплечье царского платна-порфиры в xvi веке были изображены «образ спасов, и образ пречистые богородицы… и прочих святых». венец или «шапка мономаха» — наследница «золотой шапки»
ивана калиты — представляла собой широкий княжеский колпак с опушкой из собольего меха, который украшали широкие золотые пластины филигранной работы с рубинами, гранатами, , сапфирами, бирюзой и жемчугом. в середине xvi века коронационный головной убор самодержца был увенчан полусферой-«яблоком» со
старинным золотым крестом, на концах которого мерцали большие жемчужины. регалии монаршей власти помещались на золотом блюде и покрывались «златою наволокою, на ней же сажен крест бисером и многоценным камением». по окончании процедуры переноса государева «сана» начиналось новое шествие,
которое возглавлял «духовник великого князя с крестом и з святою водою». акт венчания на престол в середине xvi века дополнился новыми речами митрополита и поставляемого на царство, ранее не употреблявшимися молитвами, возложения на монарха «животворящего креста» и цепи «аравитцкого золота»,
передачи ему скипетра, муром. если в двух словах, оставшись сиротой в семь лет, иван 4й воспитывался бояринами, а в 17 лет намерен был жениться и принять титул "царя", который доколе не осмеливались принять его дед и отец. как известно, иван грозный венчался на царство не
совсем законно, не получив предварительного благославления константинопольского патриарха, поэтому впоследствии был вынужден доказывать своё право на престол с родословной. главным же символом власти иван грозный сделал роскошный головной убор., изготовленная из соболя с драгоценными
камнями, до сих пор хранится в музее. короне-венцу придавалось особое значение и она в традиции была предметом, передаваемым по наследству от государя к государю. первое упоминание данного обычая относится ко времени великого князя московского ивана даниловича - внука александра
невского, известного под именем ивана калиты (иван i). с ивана iii золотая шапка, получившая название "шапки мономаха", становится символом высшей государственной власти . ею венчаются на царство все цари до петра i
состоялось торжественное венчание на царство великого князя ивана iv. на него были возложены знаки царского достоинства: крест животворящего древа, бармы и . после приобщения святых тайн иван васильевич был миром. царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических сношениях с
западной европой. великокняжеский титул переводили как “принц” или даже “великий герцог”. титул же “царь” или совсем не переводили, или переводили как “император”. самодержец тем самым вставал вровень с единственным в европе императором священной римской империи. в правление ивана
грозного был разработан более сложный и величественный чин венчания государей. его пространная редакция требует к предстоящему священнодействию убрать успенский собор в золото и багрянец. «царский чертог» и «постав… до царских дверей» следовало покрыть красным бархатом, аналой — обтянуть шёлковой
блестящей «паволокою» и щедро украсить, на «чертожном месте» — установить кресла «з золоты наволоки и с сажеными опушками». духовенство и «вельможи» в парадных одеяниях, с религиозными песнопениями и под звон всех московских колоколов, по замыслу составителей чина, должны были переносить из
великокняжеских палат в «соборную церковь» «святой животворящий крест» и «царский сан» — бармы, венец, скипетр. на широком оплечье царского платна-порфиры в xvi веке были изображены «образ спасов, и образ пречистые богородицы… и прочих святых». венец или «шапка мономаха» — наследница «золотой шапки»
ивана калиты — представляла собой широкий княжеский колпак с опушкой из собольего меха, который украшали широкие золотые пластины филигранной работы с рубинами, гранатами, , сапфирами, бирюзой и жемчугом. в середине xvi века коронационный головной убор самодержца был увенчан полусферой-«яблоком» со
старинным золотым крестом, на концах которого мерцали большие жемчужины. регалии монаршей власти помещались на золотом блюде и покрывались «златою наволокою, на ней же сажен крест бисером и многоценным камением». по окончании процедуры переноса государева «сана» начиналось новое шествие,
которое возглавлял «духовник великого князя с крестом и з святою водою». акт венчания на престол в середине xvi века дополнился новыми речами митрополита и поставляемого на царство, ранее не употреблявшимися молитвами, возложения на монарха «животворящего креста» и цепи «аравитцкого золота»,
передачи ему скипетра, муром. если в двух словах, оставшись сиротой в семь лет, иван 4й воспитывался бояринами, а в 17 лет намерен был жениться и принять титул "царя", который доколе не осмеливались принять его дед и отец. как известно, иван грозный венчался на царство не
совсем законно, не получив предварительного благославления константинопольского патриарха, поэтому впоследствии был вынужден доказывать своё право на престол с родословной. главным же символом власти иван грозный сделал роскошный головной убор., изготовленная из соболя с драгоценными
камнями, до сих пор хранится в музее. короне-венцу придавалось особое значение и она в традиции была предметом, передаваемым по наследству от государя к государю. первое упоминание данного обычая относится ко времени великого князя московского ивана даниловича - внука александра
невского, известного под именем ивана калиты (иван i). с ивана iii золотая шапка, получившая название "шапки мономаха", становится символом высшей государственной власти . ею венчаются на царство все цари до петра i