Хозяйства вельмож и храмовые хозяйства В эпоху Древнего царства, как это следует из анализа источников, ведущее место в экономике государства занимали хозяйства вельмож, структура которых восстанавливается по многочисленным документам. В вельможном хозяйстве четко осознавалось и постоянно подчеркивалось различие между людьми и имуществом, принадлежащими самому вельможе, составляющими его «плоть» или «тело» , и государственным имуществом, получаемым «по должности» во временное пользование3. Штат «собственного дома» вельможи возглавлял управляющий, который осуществлял общее руководство личным хозяйством сановника и управлял подотчетными ему чиновниками, в число которых входили хранитель ведомостей, писцы, измерители и учетчики зерна. Судя по имеющимся данным, писцов было очень много, что позволяло вести добросовестный учет и контроль. Владения вельможи составляли «дворы» и «селения» , к которым на землях, выделенных для поминальной службы, присоединялись еще «дворы двойника» . Вообще, отметим, что процессы, связанные с поминальным культом умерших родственников, а также с подготовкой для себя достойного загробного существования, были одним из важнейших элементов жизни древнего египтянина. Поминальные жрецы, а также ремесленники, связанные с поминальным культом, являлись наиболее обеспеченными среди людей, близких им по социальному статусу. Во главе «дворов» и «селений» стояли государственные чиновники, ответственные непосредственно перед вельможей за сбор урожая и сохранность скота. Как показывают изображения, вельможа особенно не церемонился со своими управляющими, палками наказывая их за просчеты. Наряду с земельными угодьями и людьми, их обрабатывающими, в хозяйстве вельможи часто имелись и крупные ремесленные мастерские. При этом в текстах зафиксированы как «совместные» цеха, в которых одновременно работали представители разных специальностей (медники, ремесленники, обрабатывающие золото, драгоценные камни, мастера по изготовлению каменной посуды и ожерелий и т. д.) , так и мастерские «по специальностям» (кожевенные мастерские, мастерские по обработке дерева, мастерские каменной посуды и т. д.) . В цехах встречаются и элементы разделения труда — некоторые изделия изготавливаются сразу несколькими мастерами. Так, бусы делали одни работники, а в ожерелья их собирали другие — чаще всего, карлики, обладавшие маленькими и тонкими пальцами. Особое положение занимали ткацкие цеха, в которых преобладал женский труд и которые назывались даже «дом ткачих» , а не «дом ткачей» . Однако во главе мастерских стояли исключительно мужчины, не принимающие непосредственного участия в работе, но осуществляющие общее руководство, ведущие учет и контроль (см. рисунок) . Как уже отмечалось, работники вельможных хозяйств не имели в личном пользовании земли и были почти лишены личной собственности. Работали они за паек, и некоторые изображения фиксируют процесс кормления рабочих ремесленных мастерских: правитель одной из областей отправляется в «совместную» мастерскую к живописцам и ваятелям, а за ним несколько носильщиков вносят сумки и сосуды с едой и питьем. Затем показывается содержимое сумок и сосудов: мясо разных видов, хлеб, лук и большой кувшин с вином или пивом. Ремесленная мастерская вельможи, рельеф из гробницы, V династия. Ремесленная мастерская вельможи, рельеф из гробницы, V династия. Храмовые хозяйства в целом имели ту же структуру, что и вельможные и царские. Не обладая особой самостоятельностью (должности верховных жрецов часто исполняли по совместительству представители царской или местной номовой администрации) , они тем не менее получали от фараона существенные льготы, например «бронь» в отношении государственных повинностей. Особое место в храмовых хозяйствах занимали «заповедники» , на территориях которых выращивались продукты, использовавшиеся при приготовлении жертвенной пищи для богов.