Под кальвинистской теорией и практикой обычно понимают принятие Библии в качестве высшего критерия духовной жизни и практической деятельности. Кальвинистское богословие с полным правом можно назвать абсолютным библицизмом ( принятие Библии в качестве высшего авторитета) . Именно Священное Писание, признаваемое кальвинистами непогрешимым и неизменным Словом Самого Бога, лежит в основе всего их учения.
Фундаментальным положением кальвинистской теологии является учение о Боге и Его воле, которое можно сформулировать следующим образом: А) Бог правит миром. Б) В мире все происходит по воле Бога.
Кальвин, ссылаясь на Библию, утверждал, что Церковь — это сами верующие, а не здание, куда можно зайти и или организация священников. Кальвин свергнул институт духовенства и утверждал полную независимость каждой религиозной общины. Он ввёл демократическое управление церковью: независимые общины верующих (конгрегации) управлялись консисториями (пастор, диакон и избираемые верующими старейшины — пресвитеры из числа мирян) . Делегаты от провинциальных консисторий составляют провинциальный синод, созываемый ежегодно.
Кальвин разработал новые нравственно-этические принципы мирского аскетизма: верующего в земной жизни он освобождал от необходимости совершения специальных, определенных духовенством «добрых дел» , которые были условием его Вместо этого он сакрализовал, т. е. освятил трудовую повседневную деятельность верующих. Труд объявлялся формой служения Богу, религиозным призванием человека, и его успехи в труде считались косвенным свидетельством избранности. В условиях развивавшихся капиталистических отношений объективным показателем успехов являлся капитал, поэтому предпринимательская деятельность, накопление средств как бы освящались, тогда как бездеятельность и непроизводительная трата богатства и времени осуждались. Нажитый капитал (неважно, праведными или неправедными путями) представлялся божьим даром, но подчеркивалось, что его следует пускать в оборот; тратить его на личные нужды считалось грехом. Предписываемые нравственно-религиозные принципы, отличаясь суровостью, простотой и аскетизмом, стимулировали развитие капиталистических отношений. Поощрение накопительства сочеталось с требованиями мирского аскетизма в личной жизни.
Кальвинистская церковь должна была следить за религиозным и нравственным поведением людей, а светская власть должна была выполнять все предписания церкви, приобретавшие силу законов.
Кальвинизм также отрицает общеобязательный Символ веры, не признает такие предметы культа, как крест, свечи и иконы. Крещение и причащение - не более, чем символические обряды.
Кальвинистское богословие с полным правом можно назвать абсолютным библицизмом ( принятие Библии в качестве высшего авторитета) . Именно Священное Писание, признаваемое кальвинистами непогрешимым и неизменным Словом Самого Бога, лежит в основе всего их учения.
Фундаментальным положением кальвинистской теологии является учение о Боге и Его воле, которое можно сформулировать следующим образом:
А) Бог правит миром.
Б) В мире все происходит по воле Бога.
Кальвин, ссылаясь на Библию, утверждал, что Церковь — это сами верующие, а не здание, куда можно зайти и или организация священников.
Кальвин свергнул институт духовенства и утверждал полную независимость каждой религиозной общины.
Он ввёл демократическое управление церковью: независимые общины верующих (конгрегации) управлялись консисториями (пастор, диакон и избираемые верующими старейшины — пресвитеры из числа мирян) .
Делегаты от провинциальных консисторий составляют провинциальный синод, созываемый ежегодно.
Кальвин разработал новые нравственно-этические принципы мирского аскетизма: верующего в земной жизни он освобождал от необходимости совершения специальных, определенных духовенством «добрых дел» , которые были условием его
Вместо этого он сакрализовал, т. е. освятил трудовую повседневную деятельность верующих. Труд объявлялся формой служения Богу, религиозным призванием человека, и его успехи в труде считались косвенным свидетельством избранности. В условиях развивавшихся капиталистических отношений объективным показателем успехов являлся капитал, поэтому предпринимательская деятельность, накопление средств как бы освящались, тогда как бездеятельность и непроизводительная трата богатства и времени осуждались.
Нажитый капитал (неважно, праведными или неправедными путями) представлялся божьим даром, но подчеркивалось, что его следует пускать в оборот; тратить его на личные нужды считалось грехом. Предписываемые нравственно-религиозные принципы, отличаясь суровостью, простотой и аскетизмом, стимулировали развитие капиталистических отношений. Поощрение накопительства сочеталось с требованиями мирского аскетизма в личной жизни.
Кальвинистская церковь должна была следить за религиозным и нравственным поведением людей, а светская власть должна была выполнять все предписания церкви, приобретавшие силу законов.
Кальвинизм также отрицает общеобязательный Символ веры, не признает такие предметы культа, как крест, свечи и иконы.
Крещение и причащение - не более, чем символические обряды.