Начало 20-го века в России было резко разделено на две части: 1) 1900-1917 и 2) 1917-1930.
1) В крупных городах - начальная школа (посещали далеко не все) , гимназия/реальное училище (было много частных гимназий и училищ) , университет. По качеству - на уровне Европы. В деревнях - сельская школа (посещали далеко не все) . Изучали грамоту, закон божий, начала арифметики. Телесные наказания считались нормой. О качестве обучения говорить не приходится, грамотность в стране была на уровне 25-30% (точно не скажу, не помню) .
2) После революции система образования подвергалась многочисленным безумным перестройкам. К концу 20-х годов сложилась более-менее стабильная система - начальная школа, средняя школа, вечерние школы, училища, университеты, институты. Большевики главное внимание обращали на обучение всего народа грамотности. Грамоту изучали не только в школах, но и на курсах "ликбеза" (ликвидация безграмотности) . Были образованы "рабфаки" (рабочие факультеты) , нечто среднее между школой и вузом. В результате удалось поднять грамотность до 90%. Высшее образование еще держалось почти на прежнем уровне, хотя многие специалисты высшего уровня покинули страну или были репрессированы. Руководство вузов было сменено - вместо высокообразованных профессоров поставили неучей из пролетарской среды. Но были и положительные явления, например, для молодёжи из "трудящихся классов" была отменена плата за обучение. В результате высшее образование стало общедоступным.
две части: 1) 1900-1917 и 2) 1917-1930.
1) В крупных городах - начальная школа (посещали
далеко не все) , гимназия/реальное училище (было
много частных гимназий и училищ) , университет.
По качеству - на уровне Европы.
В деревнях - сельская школа (посещали далеко не все) .
Изучали грамоту, закон божий, начала арифметики.
Телесные наказания считались нормой. О качестве
обучения говорить не приходится, грамотность в стране
была на уровне 25-30% (точно не скажу, не помню) .
2) После революции система образования подвергалась
многочисленным безумным перестройкам. К концу 20-х годов
сложилась более-менее стабильная система - начальная
школа, средняя школа, вечерние школы, училища,
университеты, институты. Большевики главное внимание
обращали на обучение всего народа грамотности. Грамоту
изучали не только в школах, но и на курсах "ликбеза"
(ликвидация безграмотности) . Были образованы "рабфаки"
(рабочие факультеты) , нечто среднее между школой и вузом.
В результате удалось поднять грамотность до 90%.
Высшее образование еще держалось почти на прежнем
уровне, хотя многие специалисты высшего уровня покинули
страну или были репрессированы. Руководство вузов было
сменено - вместо высокообразованных профессоров
поставили неучей из пролетарской среды. Но были и
положительные явления, например, для молодёжи из
"трудящихся классов" была отменена плата за обучение.
В результате высшее образование стало общедоступным.